К 265-летию со дня рождения
русского художника-портретиста
Владимира Лукича Боровиковского
(1757-1825)
Владимир Боровиковский родился 5 августа 1757 года на Украине, в небольшом городке Миргороде в семье казацкого старшины и потомственного иконописца Луки Боровика. До 1788 года жил в Миргороде, учился у отца и дяди, который тоже был иконописцем. Вначале мальчик помогал им в качестве подмастерья, а затем стал писать иконы сам. Службу в Миргородском полку сочетал с занятиями живописью. Создал несколько аллегорических произведений, посвященных визиту императрицы Екатерины Второй в Миргород.
В декабре 1788 В. Л. Боровиковский приехал в Петербург. Здесь восемь лет он прожил в доме известного просветителя, поэта и архитектора Н.А. Львова, где познакомился со многими известными литераторами и художниками того времени, в том числе с портретистом Д.Г. Левицким. С 1792 года занимался у австрийского художника И.Б. Лампи, что помогло ему в совершенстве овладеть профессиональным мастерством.
В 1795 году Боровиковскому было присвоено звание академика, а в 1802 – советника Академии художеств. Получал много заказов от высокопоставленных особ, даже от членов императорской фамилии.
В противовес официальному парадному портрету в духе классицизма Боровиковский разработал тип «интимного» портрета. Его особенность – психологическая характеристика героя и пейзажные мотивы, призванные помочь отражению на холсте духовного мира человека. Славу художнику принесли, в первую очередь, прекрасные женские портреты. Героини портретов Боровиковского почти всегда лишены безупречной классицистической красоты, но прекрасны своей задушевностью, лиричностью: крестьянки «Лизынька и Дашенька» (1794), «Портрет неизвестной из семьи Шидловских» (1798).
Спокоен, прозрачен и тонок колорит многих его полотен. Гамма переливчато-зеленых тонов близка к гамме французского живописца Вуаля, которого Боровиковский высоко ценил. Естественность и живость – главные характеристики портрета императрицы Екатерины Второй (середина 1790-х).
Один из самых известных портретов художника – «Мария Ивановна Лопухина» (1797), которую называют «русской Джокондой» (в честь знаменитой картины Леонардо да Винчи). В этом портрете поражает необычайная гармоничность образа и средств выражения.
Вершиной художественного творчества Боровиковского также стал парный портрет сестер Гагариных (1802), в котором ярко проявилась новая манера трезвой объективности автора полотна.
Парадные портреты, созданные художником в 1800-1810 годах, в период рассвета его творчества, отличаются величием и монументальностью, а также строгостью, ритмичностью композиции, соответствуют канонам классицизма (портреты Павла I, А.Б. Куракина). В этот же период созданы портреты мадам де Сталь, Монычаровой, Трахимовского.
В поздних произведениях Боровиковского намечается движение в сторону чистого реализма. Старушка Дубовицкая (1809) изображена совсем просто – и без сентиментальной чувствительности, и без благородной позы.
Лучшим портретом новой манеры художника является портрет М.И. Долгорукой (1811), в котором автор создал образ женщины исключительного благородства. Эта гармония чувства и воли – характерная черта нового классического идеала. «Долгорукая» – лучший образец его проявления в портрете, в нем достигнуто идеальное единство классической формы и классического содержания.
После 1810-х годов слава Боровиковского пришла к закату. В конце жизни он не писал портретов, а занимался лишь религиозной живописью. Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.
Умер Боровиковский в Петербурге 6 апреля 1825 года. А.Г. Венецианов писал об этом одному из друзей: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил свои дни, перестал украшать Россию своими произведениями…»
Книги в фонде библиотеки:
1.Энциклопедия русской живописи, 2000
2.Мастера музыки, искусства и архитектуры, 2008