Искусство христианства — Сверчков Николай Егорович

Я посвятил себя искусству, выбрав русский быт,

наши охоты и путешествия по России.

Н.Е. Сверчков

 

Николай Егорович Сверчков — русский художник, живописец народных сцен и портретист, анималист, родился 2 марта 1817 года в Петербурге в семье старшего конюха и кучера придворных конюшен. Его отец был выходцем из обычных крестьян. Мальчик начал рисовать довольно рано. Его экспонатами поначалу были лошади, что отложилось на его дальнейшем творчестве.

Сначала в 1827 г. учился в Воспитательном училище при Академии Художеств. Но учитывая слабое здоровье ребенка и довольно суровый режим, через полгода был забран отсюда и зачислен в училище общего режима, после окончания которого, уже по настоянию своего отца поступил в департамент хозяйства при Министерстве внутренних дел. Но служба не очень его прельщала, и при каждом удобном случае он рисовал, и в 1840 году он окончательно оставил службу, выбрав тернистый путь художника.

В 1839 г. он дерзнул послать на академическую выставку свои первые картины: «Автопортрет», «Ездок», «Итальянка с гитарой» и «Портрет девицы Сморчковой». Успех был невероятным, и его удостоили звания: свободный художник портретной живописи.

За картину «Помещичья тройка, пересекающая на всем скаку цепь обоза» он был удостоен звания академика. Детские впечатления во многом определяли художественные интересы живописца — его изображения лошадей, в том числе и в бытовых сценах, были уникальными. За картину «Дорожные. Грузный экипаж с пассажирами» художник получил в 1855 году звание профессора.

В жизни художника 1850-е гг. были отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе, он провел много времени. Вместе с поэтом ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Сверчков выполнил серию картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова: «Мороз, Красный нос», «Мужичок с ноготок», а также написал конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: «Тройка в степи» (1856), «В метель» (1857) и др. Немалое место в его творчестве занимали и сцены из охотничьей жизни: «Зимняя охота», «Беркутова охота, бывшая в Москве» (обе 1856), «Эскизы охоты» (1857-58). Все они отличаются тонким пониманием русского пейзажа.

В начале 1860-х гг. Сверчков предпринял заграничную поездку. Творчество Н.Е. Сверчкова приобретает европейскую известность, он с успехом выставлял свои полотна на международных выставках в Париже, Лондоне, Брюсселе, Филадельфии. Картины Сверчкова были отмечены на Всемирной выставке в Париже (1863), правительство Франции награждает художника орденом Почетного легиона (редчайшее событие для российской культуры). Интересный факт: на Всемирной выставке в Лондоне было продано 40 его произведений (для работ русского художника цифра неслыханная), в том числе картина «Конская ярмарка», за которую заплатили очень высокую цену — 22 тыс. франков. Даже французский император Наполеон III приобрел его картину «Воронежская конная ярмарка».

Вернувшись в 1864 г. в Россию, он получил официальный заказ на серию исторических картин: «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году» (1866), «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» (1873) и «Поезд царя Ивана Грозного на богомолье» (1878). Новым жанром в его творчестве были и батальные сцены, самая известная из них — «Переход гвардии через Балканы» (1879) — была посвящена событиям русско-турецкой войны. Ни в исторической, ни в батальной живописи Сверчков не проявил себя столь тонким мастером, каким был в анималистическом жанре.

Николай Егорович Сверчков умер 25 июля 1898 года в Царском Селе в возрасте 81 года и похоронен на Казанском кладбище. За свою жизнь он создал 350 картин, 1000 рисунков и 12 скульптур. К сожалению, со временем имя художника было незаслуженно забыто и сегодня хорошо известно только истинным ценителям живописи, да любителям конного дела.

 

Александр II с детьми в коляске.

 

Публикация подготовлена по материалам из открытых источников.

 

Написать комментарий: "Искусство христианства — Сверчков Николай Егорович"