«В гостях у дедушки Иринея»

Владимир Фёдорович Одоевский (1803—1869)  философ, писатель-сказочник, автор мистиче­ских повестей и рассказов, талантливый музыкант. Особо подчеркнем, что Одоевский является основоположником сельской начальной школы в России. В детскую литературу Одоевский вошел как создатель великолепных «Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней — «детский» псевдоним писателя), заслуживших широкую популярность у юных читателей. Вклад Одоевского в детскую литературу значителен. Его произве­дения для детей, составившие два сборника: «Детские сказки де­душки Иринея» (1840) и «Детские песни дедушки Иринея» (1847) — высоко ценил Белинский. Критик писал, что такому воспитате­лю, какого имеют русские дети в лице дедушки Иринея, могут позавидовать дети всех наций. Очень серьезно занимался Одоевский вопросами воспитания детей.

В 1833 году увидели свет его «Пестрые сказки с красным слов­цом». В них рассказчик Ириней Модестович Гомозейка (таким псев­донимом Особняком в «Пестрых сказках» стоит «Игоша», пожалуй, самое поэтическое и самое фантастическое произведение в книге. Связано это с фигурой героя-мальчика — от его имени ведется повествование. Он подружился с таинственным существом, с домовым, которым, по народному поверью, становится каждый некрещеный младенец. Вероятно, такой замысел был связан с убеждением Одоевского, что мир детских фантастических представлений и народные поверья содержат в себе особую поэтическую мудрость и подспудные знания, которыми человек еще не овладел сознательно. Обращение Одоевского к детской литературе тесно связано с его склонностью к просветительству, но у него был и прирожден­ный талант детского писателя. Уже в начале 30-х годов появляются в журнале «Детская библиотека» его рассказы и сказки. В 1833 году Одоевский предпринимает издание альманаха «Детская книжка для воскресных дней», где звучат его мысли о воспитании: он помеща­ет здесь не только художественные произведения, но и большой раздел образовательного характера, в который входят научно-по­пулярные статьи и описания различных опытов, поделок, игр. «Городок в табакерке» (1834) — первый совершенный образец художественно-познавательной сказки для детей. В ней научный материал (по существу, обучение механике, оптике и другим на­укам). Все начинается с того, что мальчик Миша получает в подарок от отца музыкальный ящик. Мальчик поражен его красотой: на крышке ящика — башенки, домики, окна которых сияют, когда восходит солнце и раздается веселая музыка. Дети всегда радуются при восприятии прекрасного, оно рождает в них живой энтузи­азм, желание творить.

Сказка «Червячок» (1838) обращает внимание ребенка на чу­десное разнообразие мира природы и на непрерывность жизнен­ного цикла; в доступной детям истории о жизни и смерти малень­кого червячка писатель затрагивает глубокую философскую тему. Вполне реальный герой — французский архитектор Рубо в рас­сказе «Столяр» (1838) — достигает вершин мастерства; так автор стремится вызвать в юном читателе «благородную жажду позна­ния, непреодолимое желание учиться». А в рассказе «Бедный Гнед­ко» (1838) уже другая воспитательная задача — пробудить в серд­це ребенка любовь к животным; заключая гуманную мысль в рам­ки рассказа о судьбе изнуренной лошади, когда-то бывшей весе­лым жеребенком, писатель впрямую обращается к детям: «Кто мучит лошадь, собаку, тот в состоянии мучить и человека». Творчество В. Ф. Одоевского до сих пор высоко ценят и взрос­лые, и дети. Творчество это разнообразно, глубоко по философ­ской и нравственной направленности.

 

Викторина по сказке «Мороз Иванович»

 

1. В одном доме жили две девочки- Ленивица да …
а) Труженица;
б) Мастерица;
в) Рукодельница

2. Кого считала Ленивица сидя у окошка?
а) бабочек;
б) мух;
в) птичек.
3. Что вязала Рукодельница?
а) чулки;
б) носочки;
в) шарфики.

4. Куда спустилась Рукодельница?
а) в подпол;
б) в колодец;
в) в яму.

5. Что уронила Рукодельница в колодец?
а) зеркальце;
б) колечко;
в) ведерко.

6. Едва спустилась Рукодельница в колодец смотрит: перед ней печка, а в печке сидит:
а) петушок;
б) пирожок;
в) пряник печатный.

7. Что надо было стрясти с дерева?
а) листья;
б) яблочки;
в) груши.

8. Кого повстречал Рукодельница?
а) Мороза Ивановича;
б) Морозко;
в) Деда Мороза.

9. Что ел Мороз Иванович сидя на ледяной лавочке?
а) мороженое;
б) ледяные сосульки
в) снежные комочки.

10. Сколько дней служили девочки Морозу Ивановичу?
а) два;
б) три;
в) четыре.
11. Что было у Мороза Ивановича на кровати под периной?
а) зеленая травка;
б) снег;
в) драгоценные камни.

12. Что приготовил Мороз Иванович на обед для Рукодельницы?
а) мороженое;
б) ледяные сосульки;
в) снежные комочки.

13. Что получила Рукодельница от Мороза Ивановича за службу?
а) серебряный слиток и пребольшой брильянт;
б) горсть серебряных пятачков и брильянтик ;
в) драгоценные камни.

14. Что сказал Мороз Иванович Ленивице?
а) «Ты знаешь: люди за рукоделие деньги получают, так вот тебе твое ведёрко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятаков; да сверх того, вот тебе на память брильянтик- косыночку закалывать.»;
б) «Ничего,- сказал Мороз Иванович,- только снегом пальцы потри, так и отойдут, не ознобишь.» ;
в) «… и какова твоя работа, такова будет тебе и награда».

 

Вся выделенная литература в тексте будет представлена на книжной выставке «В гостях у дедушки Иринея» с 11 августа.

 

Использованная литература: «Русские писатели»

Написать комментарий: "«В гостях у дедушки Иринея»"