7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. Так Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию события, которое Церковь считает «главизной нашего спасения» — воплощения Бога Слова от Девы Марии, возвещенной Ей (именно поэтому праздник называется Благовещением) Архангелом Гавриилом.
Благовещение святое
Благовещение святое –
День великий на Руси,
С ним ты чувство молодое
В черством сердце воскреси;
Отзовись душой, как младость,
Грудью полною своей
На сияющую радость,
На улыбку вешних дней.
Соблюдая праздник строго,
В этот день твердит народ,
Что и пташка хвалит Бога
И гнездо себе не вьет;
В этот праздник, выйдя к полю
С горстью, полною зерна,
Добродушно птиц на волю
Выпускала старина.
Приближенье дней пасхальных
Проясняет хмурый взгляд,
Из сторонок чужедальних
В гости ласточки летят.
И, внушая мысль о братстве,
О дарах любви благой,
Будто спорят о богатстве
Небо с грешною землей.
Все внимают чутким слухом
Гимну зорьки золотой,
Опушились нежным пухом
Ветви вербы молодой.
И глядит на нас, сияя
Недоступностью чудес,
Эта вечность голубая
Торжествующих небес.
Прот. Николай Гурьянов
8 апреля — Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря. В Лазареву субботу за Богослужением вспоминается великое чудо – воскрешение прав. Лазаря, которое Спаситель совершил перед Своими страданиями и смертью. Воскрешением Лазаря, уже 4 дня пребывавшего во гробе, Господь удостоверяет нас во всеобщем воскресении человечества.
9 апреля – (Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим. Господь идет в Иерусалим, чтобы пострадать для спасения мира. Пораженные чудом воскрешения Лазаря, люди встречают Его, как победителя смерти с пальмовыми ветвями, символами победы, и приветствуют радостными криками «осанна». Христос въехал в Иерусалим на осле, что символизировало его кротость и миролюбие. Особенность праздника Входа Господня в Иерусалим составляет освящение на утрени ваий – финиковых, пальмовых ветвей, а в России – вербовых веток. Отсюда и народное название Праздника – Вербное воскресенье.
Страстная Седмица. В это время мы вспоминаем события последних дней земной жизни Спасителя. Его Крестную смерть, и готовимся стать сопричастниками великой радости Светлого Христова Воскресения.
10 апреля – Великий Понедельник. В молитвах вспоминается о последних днях жизни Господа нашего Иисуса Христа и о смысле совершенного им спасения людей. Вспоминается притча о бесплодной смоковнице – как образ человека нераскаянного, погибающего в грехах.
11 апреля – Великий Вторник. Во время службы излагаются ответы Спасителя на искусительные вопросы фарисеев, напоминается о втором его пришествии и о Страшном суде над родом человеческим.
12 апреля – Великая Среда. Церковь рассказывает об искупительной смерти Сына Божьего и вспоминает о женщине, помазавшей ноги Спасителя миром и через это приготовившей Его к погребению.
13 апреля – Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. Богослужение повествует о Тайной Вечере Господа со своими учениками, на которой было установлено Таинство причащения, о молитве Христа в Гефсиманском саду и о взятии Его воинами. По православной традиции, в этот день практически все верующие стараются, должным образом приготовившись, приступить за богослужением Великого Четверга к принятию Святых Христовых Таин. Вечером в Великий Четверг за богослужением совершается последование двенадцати Евангелий: в ходе службы читается двенадцать отрывков, повествующих о страданиях и Крестной смерти. Молящиеся стоят в храме с зажженными свечами.
14 апреля – Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Строгий пост.
Самый скорбный день церковного года. Именно в пятницу совершились распятие и Крестная смерть Спасителя. Господь был распят на кресте, установленном на горе Голгофе близ Иерусалима, вместе с двумя приговоренными к такой же позорной смерти разбойников. Крестная смерть Христа совершилась по евангельскому исчислению времени в девятый час (для нас – около трех часов дня). Поэтому во второй половине дня Великой Пятницы в храмах совершается вынос из алтаря на середину церкви плащаницы – иконописного или вышитого изображения снятия с Креста тела Спасителя; верующие совершают перед плащаницей благоговейное поклонение.
У креста
Вокруг креста толпа стояла,
И грубый смех звучал порой…
Слепая чернь не понимала,
Кого насмешливо пятнала
Своей бессильною враждой.
Что сделал Он? За что на муку
Он осужден, как раб, как тать,
И кто дерзнул безумно руку
На Бога своего поднять?
Он в мир вошел с святой любовью,
Учил, молился и страдал,-
И мир Его невинной кровью
Себя навеки запятнал…
Семен Надсон
15 апреля – Великая суббота. День воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста с разрешения римского правителя Пилата, праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом. Особым знамением значимости Великой Субботы является ежегодное чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме, происходящее в этот день. Для верующих день Великой Субботы – это время приготовления к встрече величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. В этот день после утреннего богослужения в храмах начинается освящение пасхальных куличей, пасох и яиц.
16 апреля – Светлое Христово Воскресение. Пасха. Воскресение Христово – величайший христианский праздник, день торжества православной веры, знамение победы Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. В этот день и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!», которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа.
Христос воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.
Еще чернеют чащи бора,
Еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера
И дышат свежестью ночной;
Еще в синеющих долинах
Плывут туманы… Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют,
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов, и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину Воскрес!
Публикация подготовлена по материалам из открытых источников