Пасхальный календарь

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. Так Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию события, которое Церковь считает «главизной нашего спасения» — воплощения Бога Слова от Девы Марии, возвещенной Ей (именно поэтому праздник называется Благовещением) Архангелом Гавриилом.

 

Благовещение святое

Благовещение святое –

День великий на Руси,

С ним ты чувство молодое

В черством сердце воскреси;

Отзовись душой, как младость,

Грудью полною своей

На сияющую радость,

На улыбку вешних дней.

Соблюдая праздник строго,

В этот день твердит народ,

Что и пташка хвалит Бога

И гнездо себе не вьет;

В этот праздник, выйдя к полю

С горстью, полною зерна,

Добродушно птиц на волю

Выпускала старина.

Приближенье дней пасхальных

Проясняет хмурый взгляд,

Из сторонок чужедальних

В гости ласточки летят.

И, внушая мысль о братстве,

О дарах любви благой,

Будто спорят о богатстве

Небо с грешною землей.

Все внимают чутким слухом

Гимну зорьки золотой,

Опушились нежным пухом

Ветви вербы молодой.

И глядит на нас, сияя

Недоступностью чудес,

Эта вечность голубая

Торжествующих небес.

Прот. Николай Гурьянов

 

8 апреля — Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря. В Лазареву субботу за Богослужением вспоминается великое чудо – воскрешение прав. Лазаря, которое Спаситель совершил перед Своими страданиями и смертью. Воскрешением Лазаря, уже 4 дня пребывавшего во гробе, Господь удостоверяет нас во всеобщем воскресении человечества.

9 апреля – (Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим. Господь идет в Иерусалим, чтобы пострадать для спасения мира. Пораженные чудом воскрешения Лазаря, люди встречают Его, как победителя смерти с пальмовыми ветвями, символами победы, и приветствуют радостными криками «осанна». Христос въехал в Иерусалим на осле, что символизировало его кротость и миролюбие. Особенность праздника Входа Господня в Иерусалим составляет освящение на утрени ваий – финиковых, пальмовых ветвей, а в России – вербовых веток. Отсюда и народное название Праздника – Вербное воскресенье.

Страстная Седмица. В это время мы вспоминаем события последних дней земной жизни Спасителя. Его Крестную смерть, и готовимся стать сопричастниками великой радости Светлого Христова Воскресения.

10 апреля – Великий Понедельник. В молитвах вспоминается о последних днях жизни Господа нашего Иисуса Христа и о смысле совершенного им спасения людей. Вспоминается притча о бесплодной смоковнице – как образ человека нераскаянного, погибающего в грехах.

11 апреля – Великий Вторник. Во время службы излагаются ответы Спасителя на искусительные вопросы фарисеев, напоминается о втором его пришествии и о Страшном суде  над родом человеческим.

12 апреля – Великая Среда. Церковь рассказывает об искупительной смерти Сына Божьего и вспоминает о женщине, помазавшей ноги Спасителя миром и через это приготовившей Его к погребению.

13 апреля – Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. Богослужение повествует о Тайной Вечере Господа со своими учениками, на которой было установлено Таинство причащения, о молитве Христа в Гефсиманском саду и о взятии Его воинами. По православной традиции, в этот день практически все верующие стараются, должным образом приготовившись, приступить за богослужением Великого Четверга к принятию Святых Христовых Таин. Вечером в Великий Четверг за богослужением совершается последование двенадцати Евангелий: в ходе службы читается двенадцать отрывков, повествующих о страданиях и Крестной смерти. Молящиеся стоят в храме с зажженными свечами.

14 апреля – Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Строгий пост.

Самый скорбный день церковного года. Именно в пятницу совершились распятие и Крестная смерть Спасителя. Господь был распят на кресте, установленном на горе Голгофе близ Иерусалима, вместе с двумя приговоренными к такой же позорной смерти разбойников. Крестная смерть Христа совершилась по евангельскому исчислению времени в девятый час (для нас – около трех часов дня). Поэтому во второй половине дня Великой Пятницы в храмах совершается вынос из алтаря на середину церкви плащаницы – иконописного или вышитого изображения снятия с Креста тела Спасителя; верующие совершают перед плащаницей благоговейное поклонение.

У креста

Вокруг креста толпа стояла,

И грубый смех звучал порой…

Слепая чернь не понимала,

Кого насмешливо пятнала

Своей бессильною враждой.

Что сделал Он? За что на муку

Он осужден, как раб, как тать,

И кто дерзнул безумно руку

На Бога своего поднять?

Он в мир вошел с святой любовью,

Учил, молился и страдал,-

И мир Его невинной кровью

Себя навеки запятнал…

Семен Надсон

 

15 апреля – Великая суббота. День воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста с разрешения римского правителя Пилата, праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом. Особым знамением значимости Великой Субботы является ежегодное чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме, происходящее в этот день. Для верующих день Великой Субботы – это время приготовления к встрече величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. В этот день после утреннего богослужения в храмах начинается освящение пасхальных куличей, пасох и яиц.

16 апреля – Светлое Христово Воскресение. Пасха. Воскресение Христово – величайший христианский праздник, день торжества православной веры, знамение победы Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. В этот день и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!», которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа.

 

Христос воскрес! Опять с зарею

Редеет долгой ночи тень,

Опять зажегся над землею

Для новой жизни новый день.

 

Еще чернеют чащи бора,

Еще в тени его сырой,

Как зеркала, стоят озера

И дышат свежестью ночной;

 

Еще в синеющих долинах

Плывут туманы… Но смотри:

Уже горят на горных льдинах

Лучи огнистые зари!

 

Они в выси пока сияют,

Недостижимой, как мечта,

Где голоса земли смолкают

И непорочна красота.

 

Но, с каждым часом приближаясь

Из-за алеющих вершин,

Они заблещут, разгораясь,

И в тьму лесов, и в глубь долин;

 

Они взойдут в красе желанной

И возвестят с высот небес,

Что день настал обетованный,

Что Бог воистину Воскрес!

 

Публикация подготовлена по материалам из открытых источников

 

Написать комментарий: "Пасхальный календарь"