Владимирский календарь. Знаменательные и памятные даты. Март

21 марта – 135 лет со д.р. Алексея Владимировича Станчинского (1888-1914), композитора, пианиста, уроженца с. Оболсуново Шуйского уезда Владимирской губернии.

Отец А. В. Станчинского – Владимир Николаевич, по образованию был инженер-химик, а работал фабричным инспектором. Владелец фабрик Картеников приглашал для своих дочерей из Москвы учителей музыки. С ними учились и старшая сестра Алексея – Лидия. Нередко и мальчик присутствовал на занятиях, пробовал свои силы в импровизации. В детстве Станчинский развивался быстро и очень ярко, в пять лет он уже сочинял стихии и небольшие пьески.

Работа отца требовала постоянных переездов. После закрытия в 1892 г. оболсуновской красильной фабрики Каретниковых семья Станчинских вынуждена была перебраться в центр губернии – Владимир. В поисках достойной работы отец перевозит своих домочадцев сначала в Тверь, где занимает должность фабричного инспектора, затем в Псков, Таллин (тогда Ревель) и, наконец, в Смоленск. В Таллине у Алексея была гувернантка-француженка, Алис Гоба, которая отличалась музыкальностью. Она водила мальчика в костелы, где они подолгу слушали музыку. Сохранилась первая концертная афиша юного дарования – он выступал в музыкальной школе.

В 1904 г. Алексей приехал в Москву, к этому времени сестра Лидия успешно заканчивала последний класс Московской консерватории. Именно в Москве юный композитор встретился со своим первым наставником в мире музыки – А.Т. Гречаниновым. Алексей Тихонович сразу увидел в Станчинском талантливого ученика, выдающегося русского музыканта. Он познакомил Станчинского с С.И. Танеевым, уже признанным корифеем в области искусства. А.В. Станчинский начал заниматься у Танеева с 1904 г.по контрапункту и полифонии. Танеев, будучи замечательным композитором и педагогом, по достоинству оценил первые творческие шаги молодого музыканта из глубинки. Сергей Иванович увлечённо занимался с ним, часто приглашал к себе домой, при этом обучение велось совершенно безвозмездно. Танеев считал Станчинского своим лучшим учеником, в 1908 г. он даже взял его в свою поездку ко Льву Толстому в знаменитую Ясную Поляну. Ещё одним учителем Станчинского был композитор и теоретик музыки Николай Сергеевич Жиляев. Он преподавал молодому композитору уроки гармонии и формы. Н.С. Жиляев несколько раз, несмотря на занятость, приезжал в Смоленскую губернию, в деревню Логачёво, где обосновались Станчинские, чтобы ближе познакомиться со своим воспитанником. Между ними завязалась длительная переписка. В одном из писем адресованных молодому композитору, Николай Сергеевич пишет: «Твои эскизы кажутся мне настоящими художественными произведениями – это наиболее индивидуальное из всего написанного тобой. Хотя бы с первых двух тактов можно узнать Станчинского, я им восхищён». Уже одно перечисление фамилий педагогов А. Станчинского говорит о том, что его творчество питалось из самых чистых российских музыкальных родников: С. Танеев, И. Левин, Н. Жиляев, А. Гречанинов.

В начале марта 1914 г. молодой пианист дебютировал в Малом зале Московской консерватории. Организован концерт был редакцией популярного журнала «Маски». Публика встретила его благожелательно.

Но на дальнейшие творческие проекты А.В. Станчинского повлиял ряд обострённых семейных обстоятельств и связанные с ними стрессы. Произошёл временный перерыв в творческой работе.

По мнению В.С. Матвеева, «в России нет другого композитора, который столь мастерски владел бы полифонией и внёс бы столь значительный вклад в её развитие».

За несколько лет своей активной творческой деятельности А. Станчинский сочинил большое количество музыкальных произведений – сонаты, каноны, прелюдии и эскизы. Он написал крупное фортепьянное произведение «Мефитика», завершил лирический цикл «10 шотландских песен» на стихи Роберта Бернеса. Издательством П.Н. Юргенсона были выпущены «12 эскизов» для фортепьяно с оркестром. В эстетских кругах всё чаще появлялись разговоры о новом гениальном композиторе А. Станчинском.

Осенью 1914 г. «Русская музыкальная газета» напечатала небольшой некролог, в котором говорилось о скоропостижной кончине молодого композитора Алексея Станчинского. Ему было всего 26 лет. Он ушёл из жизни при весьма загадочных обстоятельствах. Разлучённый матерью со своей возлюбленной – Еленой Бай, и родившимся в 1910 г. сыном, Алексей тайком покинул дом, чтобы встретиться с ними. Однако, свидеться им было не суждено. Тело Станчинского было обнаружено на берегу реки Балоновки через два дня. Лишь спустя неделю, 29 сентября композитор был погребён на Новоспасском кладбище.

В архиве у пианиста, композитора, педагога, музыковеда В.С. Матвеева, занимавшегося исследованием жизни и творчества А.В. Станчинского, есть множество документов, нигде не опубликованных. Это и ноты произведений композитора, и его переписка с известными деятелями музыкальной культуры того времени, фотографии и автографы. И при жизни, и долгие годы после смерти, его произведения были запрещены к тиражированию и исполнению как модерниста.

Следует также отметить, что сочинения композитора представляли собой весьма сложные для исполнения музыкальные произведения, поэтому воспроизведение их мог позволить себе не каждый профессиональный музыкант.

 

Публикация подготовлена по материалам из открытых источников.

Написать комментарий: "Владимирский календарь. Знаменательные и памятные даты. Март"