Святой дня. История России в рассказах о святых

Прошлое русской земли богато великими героями, которые проявляли чудеса храбрости, жертвовали своими жизнями во благо Родины. Богато оно выдающимися и по своим мирным заслугам личностями, богато крупными, беззаветно трудившимися на славу своего народа государственными деятелями.

Но русская история слагалась не только из подвигов героев и деяний государственных мужей. В жизни русского народа, в его судьбах, играли огромную роль и скромные подвижники, которые своим примером вдохновляли людей, укрепляли в них веру, облагораживали их нравы и, отдавая свою жизнь на служение высоким идеалам, оставили память – прочнее памяти о многих героях, витязях и богатырях. И такие люди по своей кончине становились предметом благоговейного почитания всего русского народа.

Ежемесячная рубрика «Святой дня» будет рассказывать о великих подвижниках,

деятельность которых тесно связана с историей нашего Отечества.

 

***

Нестор Летописец

 

Годы жизни летописца легли на самое начало второго тысячелетия: на XI столетие. Для него совсем недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. А уже сотрясали Русь междоусобицы, нападения врагов, потомки Владимира не смогли или не захотели быть едины. Из кельи Печерского монастыря взирал на мир монах Нестор. Мала его келья, но вместила весь мир, всю Русь Святую.

Кто был Нестор? По одним известиям, он пришёл в обитель к старцу Феодосию 17 лет. Есть и такое мнение, что это – митрополит Илларион, автор «Слова о Законе и Благодати», ушедший в конце жизни для трудов летописания в монастырь.

В то время, по словам преподобного Нестора, «чернецы, как светила, сияли на Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклонённой молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой, иные варёное зелье, другие – только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании».

Дивно ли, что, вырастая в такой атмосфере молитвы, любви, согласия и воздержания, монахи были украшением Руси. Монастыри называли тогда рассадниками просвещения. Очень хорошее слово – «рассадники». То были парники – место, где выращивается рассада будущих растений, цветов. Там начинается жизнь нужная и полезная.

Монах не ходит в походы, не путешествует, не охотится на диких зверей, один день похож на другой. Он спасает свою душу. Но – главное – он молится за ближних своих, за Отечество. Страшно представить, что будет, если молитва монахов прекратится.

Так же и дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословлению настоятеля писал историю Руси.

Всюду летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя нет рисовки; человек, достигший высот смирения, видит в себе мельчайшие прегрешения.

Первым по времени было сочинение Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида». В нём высокая молитвенность соединена с точностью описания, нравоучительность заключена в самом повествовании. Нестор говорит о сотворении человека, о падении его, о восстании его по милости Божией.

Вторым трудом было «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно. «Цель моя, — пишет летописец, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий».

Достоверность и полнота писаний летописца Нестора такова, что доселе к ним прибегают историки как проверенному источнику сведений об истории Руси.

Главное дело жизни «Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории. Не временных, а временных лет – охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью повесть называется так: «Се повести времяньных лет. Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть».

Нестор видит историю Руси в связи с мировой историей. Несомненно, что он детально знал священное Писание, греческий и латинский языки, философию и литературу античности, византийские сборники хроник и сказаний, монастырские записи, исторические сборники, был знаком с воспоминаниями торговцев, воинов и путешественников. Всё это он осмысливал с единственной целью – показать историю Руси как неотъемлемую часть мирового исторического процесса.

История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостльных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, роль просвещения. Киевский князь Владимир – главный герой «Повести» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь Владимира изображены подробно и с любовью.

Но летопись Нестора нельзя назвать только историей Руси, её Крещения, церковной или гражданской хроникой.

Это история народа русского, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира. И в этом смысле это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа – русского. «Откуда мы?», «чем прекрасны?» и «чем отличаемся мы от других народов?» — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды говорят о главной его мысли: о единении Руси, о сплочении её верой христианской.

Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в «Борисе Годунове» (1824-1825, опубл. 1835), брал за основу черты характера реального летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому и не нравится и которая ничуть» не украшает пишущего».

Летописец завещал Печерским инокам продолжать дело всей его жизни. Его преемниками в летописании стали преподобный Сильвестер, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий – автор знаменитого Лаврентьевского Летописного Свода 1377 года. Надо вспомнить и епископа Владимирского Симона, описателя, как говорили раньше, Киево-Печерского патерика – книги о монахах Киево-Печерской Лавры. Все они ссылаются на преподобного Нестора, для них он высочайший учитель – и как писатель, и как молитвенник. Мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в ближних пещерах Лавры.

 

Основные события жизни

1073 год – поступление Нестора в Киево-Печерский монастырь.

1091 год – Нестор принимает участие в открытии мощей преподобного Феодосия.

1090-1110 годы – написание Нестором житий Бориса и Глеба, преподобного Феодосия.

1112 год – Нестор заканчивает написание «Повести временных лет».

1114 год – кончина преподобного Нестора.

День памяти преподобного Нестора, летописца – 9 ноября.

 

Публикация подготовлена по материалам из открытых источников.

Написать комментарий: "Святой дня. История России в рассказах о святых"