ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАД РОССИЕЙ

Календарь праздников Иконы Божией Матери

Россия – Святая Русь – издревле именовалась «Домом Пресвятой Богородицы». Как свидетельствует вся русская история на протяжении столетий, это наименование имеет глубокий смысл.

Все важнейшие события жизни русского народа тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, которая в трудные моменты приходила ему на помощь, избавляя от нашествия врагов, от мора, голода и других бед. Воистину возлюбила Богородица Россию, и нигде в мире нет столько чудотворных икон Её, как на Руси. Своё незримое, но всегда реально ощутимое присутствие на русской земле, Матерь Божия являла через эти иконы, благоговейно чтившиеся русским народом как видимые знаки Её покровительства. По вере народа, от икон этих источались бесчисленные чудеса, а в годы бедствий, угрожавших самому бытию русского народа, по усердной молитве перед этими иконами Пресвятая Богородица спасала русскую землю от страшного разорения, а народ – от погибели…

 

Сентябрь

 

1 сентября – Донской иконы Божией Матери

(празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.)

Икона Божией Матери принесена донскими казаками Дмитрию Донскому из Благовещенской церкви города Сипотина и как хоругвь носилась на древке во время войны с Мамаем. В день Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года её носили перед воинами для ободрения. После победы икона была подарена Димитрию Донскому, который принёс её в Москву и поместил в Благовещенский храм, так как на обороте была надпись «благовещение Богоматери». В память победы икону назвали Донской.

По другому преданию, эту икону написал в 1392 году Феофан Грек для Успенского собора города Коломны. Иоанн Грозный, собираясь на Казань в 1558 году, молился перед нею о победе и перенёс в Москву. В 1591 году. Когда к Москве подступили крымские татары под руководством царевича Нурадына и его брата Мурат-Гирея и захватили Воробьёву гору, икону поместили в походной церкви русского войска, и захватчики обратились в бегство. В благодарность Божией Матери за Её милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году царь Феодор Иоаннович основал Донской монастырь на месте, где стояла икона во время битвы.

22 февраля 1598 года в храме Новодевичьего монастыря патриарх Иов перед иконами Владимирской и Донской, как святыми знамёнами Отечества, благословил Бориса Годунова на Московское государство.

В 1686 году князь Василий Васильевич Голицын брал её с собой в поход на крымских татар, а по возвращении её встретили государи Иоанн, Пётр и царевна Софья.

 

4 сентября – Грузинской иконы Божией Матери (1650)

Икона Божией Матери находилась в Грузии и была захвачена в числе других святынь в 1622 году персидским шахом Аббасом. В 1625 году её купил в Персии приказчик ярославского купца Григория Лыткина – Стефан Лазарев. Лыткину в Ярославле во сне было откровение с приказом отослать икону в Красногорский Богородицкий монастырь Архангельской епархии, на правом берегу Пинеги, что он и исполнил 22 августа 1629 года. Там Грузинская икона Божией Матери прославилась многими чудотворениями. В 1654 году, когда в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была туда Грузинская икона. Молитвы перед чудотворной иконой были услышаны Богом, и моровое поветрие вскоре прекратилось. С иконы сняли список, поставленный в храме Рождества Пресвятой Богородицы, или св. Троицы,что в Никитниках близ Варварских ворот Китай-города. В этом храме список Грузинской чудотворной иконы хранится по сей день. Первоначальная Грузинская икона была возвращена в Красногорский монастырь, где в её честь в 1723 году построили каменный соборный храм.

 

6 сентября – Петровской иконы Божией Матери (ок. 1306).

Петровская икона написана святителем Петром, митрополитом московским (сконч. 21 декабря 1326 года), в то время когда он был игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом киевским и всея Руси, святитель Пётр поднёс ему эту икону в дар. Митрополит Максим перенёс её в кафедральный город Владимир на Клязьме. После его кончины игумен Геронтий, решивший самовольно захватить митрополичий престол, отправился с Петровской иконой к константинопольскому патриарху Афанасию (соконч. После 1311 года, память 24 октября). Это вызвало недовольство многих, в том числе князя Юрия Галицкого. Князь упросил игумена Петра поехать в Константинополь вместо Геронтия. Пётр согласился и даже опередил самозванца. Патриарх Афанасий посвятил Петра в митрополиты. Геронтий же попал в бурю на море, ему явилась Богородица в том виде, как Она изображена на иконе, и сказала: «Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ». Когда же Геронтий, наконец, предстал перед патриархом с Петровской иконой, Афанасий отобрал у него святительские ризы, посох и икону и передал всё это Петру со словами: «Прими святой Богородичный образ, который написал своими руками, ибо ради этого дела воздала тебе дар святительства Сама Владычица, предсказав о тебе». Святитель Пётр перенёс икону обратно во Владимир.

В 1325 году при переводе русской митрополии из Владимира в Москву Пётр поместил икону Богоматери в Успенский собор над жертвенником. Перед ней молился великий князь Иоанн III Васильевич. Её брал с собой вместе с Владимирской и Донской иконами патриарх Иов, убеждая Бориса Годунова принять царство. С Петровской иконой в 1613 году рязанский архимандрит Феодорит отправился в Кострому к Михаилу Феодоровичу Романову для призвания его на царство.

6 июля — Владимирской иконы Божией Матери

(празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году)

Это величайшая святыня Русской земли была, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой еще в I веке по Рождестве Христовом. До середины XII века она находилась в Константинополе, а затем император Феодосий прислал ее в подарок великому князю Юрию Долгорукому. Почитаемый образ Пресвятой Богородицы был помещен в монастыре в Вышгороде, близ Киева.

Благоверный князь Андрей Боголюбский взял эту икону с собой, отправляясь во Владимиро-Суздальскую землю. Вначале она находилась в основанном в Боголюбском монастыре, а в 1160 году была перенесена в каменный Успенский храм во Владимире и стала именоваться Владимирской.

В истории Руси отмечены многие случаи заступления и помощи Богоматери народу русскому посредством Владимирской иконы.

В 1395 году икона была перенесена из Владимира в Москву по приказу великого князя Василия Дмитриевича, для помощи в борьбе с войсками Тамерлана. По преданию, в момент торжественного сретения народом и духовенством иконы в Москве на Кучковом поле, спящему в шатре Тамерлану явилась лучезарная Дева в сиянии, в сопровождении небесных воинов и святителей с золотыми мечами. Узнав от своих вельмож, что виденная им Дева должна быть Матерью Бога христианского, Заступницей русских, Тамерлан приказал своим войскам отступить, не переходя Оки у Коломны. В память этого чудесного заступления Богоматери на месте сретения Её иконы, был основан монастырь, названный Сретенским.

 Псково-Печерской, именуемой «Умиление» иконы Божией Матери (1524)

Икона Божией Матери известна с 1524 года. Она находится в Псково-Печерском монастыре и, по преданию, прославилась вместе с Псково-Печерской иконой Успения Богоматери в 1581 году, во время осады Пскова польским королём Стефаном Баторием.

Празднование в честь этой иконы 7 октября установлено в память избавления Пскова от нашествия французов в 1812 году. С 1894 года по разрешению Св. Синода с Псково-Печерской иконой «Умиление» совершался крестный ход в Ригу. Этот образ «Умиление» нужно отличать от других икон Богоматери, известных под тем же названием. На Псково-Печерской иконе «Умиление» Богоматерь представлена сидящей, в короне, с руками, молитвенно сложенными на груди. Взгляд Её устремлён вниз, на Младенца, лежащего на Её коленях. Младенец обнажён, в правой руке у него держава.

 

16 сентября – Писидийской иконы Божией Матери (VI)

Писидийская икона Божией Матери, называемая также Мироточивой, прославилась в городе Созополе Писидийском. Сведений о её происхождении нет.

В России был известен древний список, который с 1608 года находился в московском Новоспасском монастыре под названием Писийской, или Писидийской иконы. Эта икона была келейной у матери царя Михаила Феодоровича Ксении (1613-1645), в иночестве Марфы.

 

17 сентября – иконы Божией Матери,именуемой «Неопалимая Купина» (1680)

Неопалимая купина – это куст, который пророк Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим, что знаменовало собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого.

Икона «Неопалимая Купина» изображается иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая от пояса Богородица с младенцем на руках. Это изображение встречается редко. Гораздо чаще изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь. Звезда составлена из двух четырёхугольников. Один – красный – образ пламени, другой – зелёный – напоминает таинственный куст. В углах иконы четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орёл, а также архангелы с символами церковного предания: Михаил с жезлом, Рафаил с алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградной гроздью и Гавриил с веткой благовестия. В правой руке Пречистой Девы помещается иногда лестница, прислонённая верхним концом к плечу Богоматери, — знамение того, что Она возвела человечество на Небо.

Одна из наиболее древних икон «Неопалимая Купина» находится в московском Благовещенском соборе. Она принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, писана на камне той скалы. Где Моисей видел таинственный куст.

 

19 сентября – Киево-Братской иконы Божией Матери (1654)

Икона по преданию явилась в городе Вышгороде Киевском, где и была поставлена в местном храме по левую сторону от царских врат. В 1662 году, во время войны с Польшей (1659-1667), татары, союзники поляков, ограбили храм. Христиане же не смогли спрятать икону и поэтому пустили её вниз по Днепру, предав образ воле Божией. По преданию, один из чужеземных воинов, увидев икону в воде, хотел использовать её для переправы, но едва он схватился за неё, как икона поплыла быстрее и остановилась недвижно против Братского монастыря посреди реки. На крики воина о помощи из монастыря выслали лодку, на неё взяли святую икону и неприятельского воина, который принял христианство и постригся в монахи в этом монастыре.

 

21 сентября – Почаевской иконы Божией Матери (1559)

Икона Божией Матери принадлежит к наиболее чтимым народным святыням. Её почитают в Галиции, Боснии, Сербии и Болгарии. Икона находится в Почаеве Тернопольской области.

Предание рассказывает, что более шестисот лет назад, когда Почаевская гора была ешё необитаемой, здесь поселились в пещере два инока. В 1340 году инокам и пастуху Ивану босому было чудесное видение Богоматери, окружённой пламенем и стоящей на камне. На этом камне навсегда остался отпечаток правой стопы Богоматери.

Позднее, в 1559 году митрополит Неофит проезжал через Волынь и вёз с собой из Константинополя икону Божией Матери. Он остановился в имении Орля (в 8 верстах от города Почаева) у Анны Гойской и при отъезде оставил икону. От иконы стали совершаться знамения, её видели окружённой сиянием. В 1597 году исцелился хромой брат хозяйки Филипп, и она передала чудесную икону инокам на Почаевской горе. На скале построили церковь в честь Успения Божией Матери, а при церкви на средства Анны Гойской устроили монастырь.

После смерти Анны в 1644 году место досталось её племяннику, лютеранину, ненавидевшему православие. Он ограбил монастырь, захватил икону Божией Матери и вместе со своей женой глумился над ней. Жена была наказана болезнью и излечилась только после того, как её муж вернул Почаевскую икону в монастырь. Через пять лет икону перенесли в новый Троицкий храм.

В 1675 году турки осадили Почаев. Однажды в монастыре пели акафист, и вдруг над храмом возникло видение – Богородица держала над Почаевом свой омофор, вокруг неё было множество ангелов в воинских одеждах с молниеносными мечами. Турки в ужасе бежали.

Около 1721 года Почаев перешёл к унитам. На месте разобранного Троицкого храма они возвели обширный Успенский собор. В 1831 году, когда Уния была упразднена, Почаевский монастырь перешёл к православным и был назван Почаевской Лаврой.

 

28 сентября – Новоникитской иконы Божией Матери (372)

Икона Божией Матери явилась, по преданию, св. мученику Никите в IV веке (сконч. 15 сентября 372 года). Св. Никита, бывший воин, ученик Феофила, епископа Гартинского, ещё до принятия им крещения видел во сне Отрока, держащего в руке крест. Некоторое время спустя св. Никита обнаружил у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Младенцем, держащим крест. Это произвело на него такое сильное впечатление, что он крестился. С этим образом Богоматери на груди св. Никита принял мученический венец, когда начались гонения на христиан. В день его казни, 28 сентября, и установлено празднование Новоникитской иконе Богоматери. Список с иконы находился в Москве, в соборе Всемилостивого Спаса у Никитских ворот.

 

29 сентября – иконы Божией Матери, именуемой «Призри на смирение» (1420)

Икона Божией Матери «Призри на смирение» явилась, по преданию, в 1420 году, в Псковской области, на озере Каменном. Отсюда она была перенесена в Псков и поставлена в соборной церкви. Это произошло 29 сентября, и в этот день совершается празднование в честь иконы. На иконе Богоматерь изображена сидящей и в короне. В правой руке Она держит скипетр, а левой поддерживает Младенца. Младенец стоит на коленях Матери, правой рукой Он прикасается к Её ланите, а в левой руке у Него держава – символ власти над миром.

 

Написать комментарий: "ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАД РОССИЕЙ"