Когда ученье – не мученье!

8 сентября – Международный день грамотности

Только зашуршит сентябрь осенними листьями, настроение падает до нуля: опять учиться! Зубрить стихи, запоминать даты, решать задачи, писать диктанты, изложения, сочинения… О-ох, как не хочется! Хорошо тем, кто только пошёл в школу. Они ещё не знают, что ученье – это мученье… И так вздыхаешь, охаешь, но делать нечего – пишешь, считаешь, запоминаешь…

 

И вдруг происходит чудо!..

 

…Тебе попадается такая интересная задача, что захотелось решить её во что бы то ни стало, какой бы трудной она ни была.

 

…Книга, которую необходимо прочесть по программе, неожиданно оказывается увлекательной.

 

…Учитель сумел заинтересовать своим предметом.

 

…А библиотекарь открыл удивительный мир книги и чтения.

 

Сейчас у нас много возможностей для того, чтобы превратить учение в увлечение, и с каждым годом их становится всё больше и больше. А всего каких-нибудь триста лет назад учёба в прямом смысле была мукой.

 

«Не побивши, не выучишь»

 

Открываем «Букварь» 1701 года. На одном из его листов нарисован класс того времени. Светлое окно. Длинный стол. За ним сидят ученики. Только что это на стене? Кожаные ремни арапника и розги? Перед учителем один ученик на коленях читает «Букварь». Если хоть одну букву перепутает, будет наказан розгами.

 

Арапник да берёзовый кнут долгое время были источником знаний. Но постепенно стали учителя приходить к пониманию: «спину похлещешь, а в голову не вобьёшь». Можно вбить только страх, хитрость, лицемерие. И решили учить не палкой, а интересом.

 

«Забавляя, поучай»

 

И действительно, лучше запоминаешь то, что интересно. Вообще над превращением учения в развлечение думали давно. И придумали много способов сделать малоинтересное занимательным вопреки пословице: «что скоро скучит, то скоро научит». Талантливые педагоги, учёные, писатели никак не хотели смириться с тем, что между словами «наука» и «скука» стоял знак равенства. И стали придумывать разные хитрости.

 

Вот попросите своих родителей назвать семь цветов, на которые разлагается белый луч света, и они без запинки назовут: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И не потому, что у них прекрасная память. Просто им с детства знакома волшебная фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова в этой фразе совпадает с первой буквой в названии цвета: каждый – красный, охотник – оранжевый, желает – жёлтый…И так далее.

А кто из родителей учил очередность падежей по скороговорке: «Иван рубит дрова, Варвара топит печь»? Научите и ваших детей!

 

Как находить свои ошибки

 

Сколько огорчения доставляют школьникам ошибки в диктантах и сочинениях! А нужны ли нам правила русского языка? Может, мы без них обойдёмся? Саша Петров из книги Анатолия Алексина «Саша и Шура» считал, что если написать «мАтоцикл» вместо «мОтоцикл», то мотоцикл от этого велосипедом не станет. А вот Профессор из сказки Самуила Яковлевича Маршака «Двенадцать месяцев» утверждал, что грамотно написанные слова не только правильные, но и красивые.

 

Кто же из них прав? И как же быть с теми, кто неверно ставит ударение в словах? Или с теми, чей словарный запас настолько скуден, что понять их почти невозможно? Когда вы приходите в библиотеку и спрашиваете: «Я хочу книгу, где мальчик громко пел, а кошка лапой рисовала», – попробуй догадайся, что эта за книга? А библиотекарь вам поможет. Потому что эта профессия требует не только грамотности, но и знания большого количества книг.

 

 

Так нужно быть грамотным или нет? Кажется, ответ ясен: если хочешь, чтобы твоя жизнь была интересна, чтобы тебя понимали и уважали, – без правильной речи не обойтись. Тем более, что наш великий русский язык настолько разнообразен, выразителен, красив, что, изучая его и читая книги, ты будешь получать настоящее удовольствие. И друзей у тебя будет много. Потому что с тобой будет интересно!

 

За окном сентябрь. Первый учебный месяц. Как хорошо, что он наступил. Можно окунуться в учение, как в увлекательное приключение!

 

Поздравляем с Международным днём грамотности!

 

 

Литература в фонде библиотеки:

 

Большая энциклопедия почемучек

Российская детская энциклопедия

Ушинский К.Д. Родное слово

Хочу всё знать: Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта

и другие.

Написать комментарий: "Когда ученье – не мученье!"