ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАД РОССИЕЙ

Календарь праздников иконы Божией Матери. 2022 год

 Россия – Святая Русь – издревле именовалась «Домом Пресвятой Богородицы». Как свидетельствует вся русская история на протяжении столетий, это наименование имеет глубокий смысл.

Все важнейшие события жизни русского народа тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, которая в трудные моменты приходила ему на помощь, избавляя от нашествия врагов, от мора, голода и других бед. Воистину возлюбила Богородица Россию, и нигде в мире нет столько чудотворных икон Её, как на Руси. Своё незримое, но всегда реально ощутимое присутствие на русской земле, Матерь Божия являла через эти иконы, благоговейно чтившиеся русским народом как видимые знаки Её покровительства. По вере народа, от икон этих источались бесчисленные чудеса, а в годы бедствий, угрожавших самому бытию русского народа, по усердной молитве перед этими иконами Пресвятая Богородица спасала русскую землю от страшного разорения, а народ – от погибели.

С любовью и смирением старые и малые, богатые и бедные – все несли и несут к Её стопам скорби и радости свои, и на всех взирает Она с материнской любовью, всех утешает и всем помогает в нуждах, изливая бесчисленные Свои милости. Благодатным покровом Своих чудес и благодеяний покрывает Она землю и народ русский.

Ясным и неопровержимым доказательством того, что Царица Небесная не оставляет нас Своим заступлением, служат Её иконы, в течение веков источающие бесчисленные чудеса. Невозможно описать все чудеса и благодеяния, оказанные России Пресвятою Богородицей через Свои святые иконы. Каждое новое явление образа сопровождается рядом чудотворений, а Россия, по милости Богородицы, в каждом веке получала так много новых чудодейственных икон.

Исход великих исторических событий также связан с чудотворным влиянием образов пресвятой Богородицы. В Куликовской битве помогала Донская икона; в спасении Москвы от Тамерлана и при великом стоянии на реке УгреВладимирская; в смутное время при изгнании поляков из Москвы – Казанская; в Полтавской битвеКаплуновская; при утверждении правящей династии Романовых – «Феодоровская».

Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучам неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

 

*****

Февраль

 

3 февраля – Ватопедская икона Божией Матери «Отрада», или «Утешение»

 

Эта икона находится в древнем Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон, построенном в царствование византийского императора Константина Великого, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Название «Ватопедской» икона получила по следующему случаю. Близ этого монастыря в 395 году упал в море с корабля юный царевич Аркадий, сын византийского императора Феодосия великого. Все решили, что он погиб, но позднее нашли его спавшим под прибрежным кустарником. Проснувшись, Аркадий сказал, как он был чудесно спасён заступничеством Богоматери.

От этого события и произошло название «ватопед» (с греч. – «куст отрока»). Святой благоверный император Феодосий Великий (79-395 гг., память 17 января) в благодарность за чудесное избавление сына щедро одарил Ватопедский монастырь.

На том месте, где нашли царевича, был устроен алтарь соборного храма, на освящение которого приезжал сам царевич Аркадий с константинопольским патриархом Нектарием. Икона была помещена в этом храме около правого клироса в стенной нише, в приделе её имени.

В 807 шайка разбойников хотела напасть на монастырь, но настоятель монастыря на молитве услышал от иконы предостережение не отпирать ворота; в это время лики Богоматери и Младенца чудесно изменились. Младенец, закрывая уста Матери рукой, просил Её об этом людей не предупреждать. В память этого события, происшедшего 21 января 807 года, пред чудотворной иконой горит неугасимая лампада. На Афоне эта икона именуется также «Отрада», или «Утешение».

 

7 февраля – икона Божией Матери «Утоли моя печали»

Была принесена в Москву казаками в 1640 году, в царствование Михаила Феодоровича. Письменные свидетельства о ней, хранившиеся в храме святителя Николая, что в Пупышах в Замоскворечье, уничтожены пожаром 1771 года, но сам образ богоматери остался невредимым. По преданию, икона явилась во сне одной знатной женщине, жившей вдали от Москвы и тяжело страдавшей от расслабления всего организма, особенно рук и ног. Во сне же она услышала голос, обещавший ей исцеление, если она найдёт в Москве, в храме святого Николая, икону Богоматери с надписью: «Утоли моя печали». После долгих поисков икону нашли на колокольне, и после расчистки больная узнала в ней образ, явившийся ей во сне и, хотя руки ей уже не повиновались, смогла перекреститься и исцелилась.

Изображение на иконе представляет Богоматерь, приложившую левую руку к голове, немного склоненной вправо. Правой рукой Она придерживает стопы Младенца, держащего в руках развёрнутый свиток с надписью: «Суд праведен судите, милость и щедроты творите кийждо ко искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите».

Смысл названия иконы объясняется в песнопениях и молитвах, которые составлены в её честь. Праздничный кондак Пресвятой Деве Марии кончается словами: «Радуйся, радосте наша! Избави нас от всякого зла и утоли наша печали. Название «Утоли моя печали» есть не что иное, как молитва к Божией Матери об избавлении от болезней и скорбей телесных и в особенности душевных, то есть греховных страстей, обуревающих сердце человека.

Известно много чтимых списков этой чудотворной иконы: в Москве, в церкви Николы в Кузнецах, церкви преподобного Сергия, что в Рогожской слободе, и множество других.

 

18 февраля – икона Божией Матери Елецкая — Черниговская

 

По преданию икона вилась преподобному Антонию Печерскому (сконч. в 1073 году). В 1060 году Антоний был изгнан из Киева великим князем Изяславом (1054-1073 годы) и тайно ушёл в Чернигов, на Болдины горы, где выкопал себе пещеру. Там однажды он увидел икону, стоящую на ели и сияющую светлыми лучами так, что она казалась окружённою огнём. Отсюда название иконы — «Елецкая».

Благодаря содействию черниговского князя Святослава Антоний на месте явления иконы основал обитель и построил каменную церковь во имя Успения Богоматери. Монастырь также получил название Елецкого. В 1238 году обитель была разрушена татарами, но икона сохранилась, будучи спрятанной внутри монастырской стены. Только в 1470 году киевский князь Симеон Олелькович возобновил Елецкий монастырь. Но в начале XVII столетия он вторично был разрушен полководцем польского короля Сигизмунда III Горностаем, и чудесно обретённый образ был утрачен.

 

Дивногорская или Сицилийская икона Божией Матери

 

По преданию явилась 5 февраля (по ст. ст.) 18 февраля (по н.ст.) 1092 года в Сицилии. В XVI веке она принесена в Россию выходцами из Киева, старцами Ксенофонтом и Иоасафом после взятия Константинополя турками. Старцы основали Дивногорский Успенский монастырь в Острогожском уезде Воронежской губернии, где для этой иконы был построен особый храм. Икона прославилась чудотворениями, особенно во время холеры 1831 году.

Хотя икона первоначально прославилась в западной церкви, изображение на ней Греко-византийское православное. В частности, Младенец изображён сидящим на лоне Богоматери и, что особенно важно, благословляющим обеими руками именословно, что не встречается в западной церкви. Это объясняется тем, что в Сицилии в XI-XII веках было немало православных.

 

Икона Божией Матери «Взыскание погибших»

 

Прославилась VI веке, во времена византийского императора Юстиниана, спасая от вечной погибели раскаявшегося инока малоазийского храма в Адане преподобного Феофила. Это аданское событие и послужило поводом к наименованию иконы Пресвятой Богородицы – «Взыскание погибших». В России этот святой образ проявил свою благодатную силу в XVIII веке в Москве, в семье одного благочестивого прихожанина церкви Рождества Христова, что в Палашах, который и передал столь драгоценную святыню по особенному указанию в сновидении вышеупомянутому храму.

В 1812 году, после разграбления Палашевского храма французами, по молитве Богоматери перед образом «Взыскание погибших» отмечено несколько случаев чудесной помощи и заступничества в болезнях и трудных обстоятельствах жизни. Ныне чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших» хранится в храме в честь Воскресения Словущего на улице Неждановой в Москве. В России существовало много других чудотворных икон «Взыскание погибших», наиболее известна из них Борская икона, находившаяся в селе Бор Калужской губернии.

 

23 февраля – «Огневидная» икона Божией Матери

 

Довольно позднего происхождения, но о времени и месте её явления никаких сказаний не сохранилось. Богоматерь на этой иконе изображается одна, без младенца. Лицо её обращено в правую сторону. Одежда на Пресвятой Деве красного цвета, и это послужило поводом к названию этой иконы Огневидной.

 

25 февраля – Иверская чудотворная икона Божией Матери

 

Находится в Иверском монастыре на Афоне, куда она, по преданию, чудесно прибыла в 999 году по водам Мраморного моря, пущенная из города Никеи во время гонения на иконы. В царствование византийского императора Феофила (IX) век иконоборцы жестоко преследовали почитателей икон, предавая их пыткам, а иконы сжигали. У одной благочестивой вдовы, жившей в пригороде Никеи, была чудотворная икона Божией Матери. Пытаясь спасти её, вдова пустила икону на воду, и та, никем не поддерживаемая, приплыла на Афон.

По другим сведениям, Иверская икона написана на Афоне иноком Иамвлихом Романовым. Икона называется «Портаитисса», то есть «Вратарница», или «Привратница», так как она была поставлена над вратами храма Пресвятой Богородицы, по месту же явления иконы в Иверской обители она называется Иверской.

С этой иконой связано множество преданий. Один разбойник ударил её мечом, и тогда из лика Богоматери потекла кровь, долгое время видная на иконе. Икона спасла обитель от нападения персов под предводительством вождя Амиры, а впоследствии – от голода и пожара.

При святейшем патриархе Никоне, в бытность его тогда ещё архимандритом Новоспасского монастыря, по его просьбе, в 1648 году был привезён в Москву список с этой иконы и поставлен в специально для него построенную около 1660 года Иверскую часовню у Воскресенских ворот Китай-города. Икона пользовалась необычайной популярностью у москвичей. Её почти круглые сутки возили по домам для совершения треб и около полудня для смены духовенства на четверть часа вносили в часовню. Московская Иверская часовня, возможно, была единственной в мире святыней, которая никогда не бывала закрыта, и был в Москве обычай, что люди, искавшие особого покровительства Божией Матери, давали обет – 3, 7, 12 раз сходить ночью к Иверской.

 

28 февраля – Виленская икона Божией Матери Одигитрия

 

По местному преданию, написана св. евангелистом Лукой и из Палестины перенесена в Константинополь. Здесь она составляла семейную святыню византийских императоров. Впоследствии икона была прислана князьям Галицким и Червонной Руси. После падения Галицкого княжества икона Одигитрия стала достоянием московского князя. Великий князь московский Иоанн III Васильевич благословил ею в 1495 году свою дочь Елену, выходившую замуж за литовского князя Александра, и икона оказалась в Вильно, получив название Виленской. По другому преданию, в Москву икона была принесена Софией Палеолог, выходившей замуж за Иоанна III.

После смерти Елены Виленская икона была поставлена над её гробницей в Пречистенском соборе. Почитание её жителями города Вильно было так велико, что когда московский царь Иоанн Васильевич грозный предложил королю Сигизмунду августу за неё 50 именитых пленных литовцев, то король отказал в просьбе.

Когда Пречистенский собор в половине XVIII столетия перешёл в руки униатов, то Виленская икона была перенесена в Свято-Троицкий монастырь, бывший тогда в распоряжении ордена базилиан. Только в 1939 году обитель вместе с иконой была возвращена православным. С тех пор икона размещалась в ряду местночтимых икон Троицкого собора монастыря, заменив утраченную для обители Виленскую-Остробрамскую икону.

 

Далматская икона Божией Матери

 

Находилась в Далматовском Успенском Исетском монастыре Пермской губернии. Первоначально она принадлежала иноку Далмату, основателю этого монастыря. Далмат – тобольский казак Дмитрий Иванович Мокринский, награждённый за службу дворянством. Он удалился в Богоявленский Невьянский монастырь Тобольской епархии, где и принял иночество под именем Далмата. Его хотели избрать игуменом монастыря, но, желая избежать этого, он поселился в пещере, во владениях тюменского татарина Илигея. Илигей хотел изгнать отшельника. Ночью за рекой Исетью Илигею во сне явилась Богоматерь в венце и багряном одеянии с пламенным мечом в руках. Она запретила причинять Далмату обиду и приказала дать ему земли для построения обители. Это было в 1646 году, и эту дату считают датой основания Исетско-Далматовой пустыни.

В конце 1646 года на монастырь напали калмыки, сожгли обитель, перебили и пленили монахов. Спасся только старец Далмат, сохранивший икону Успения богоматери. После ухода нападавших Далмат возвратился и возродил обитель, но в 1664 году её разграбил и сжёг сибирский князёк Девлет-Гирей. Икона, однако. Сохранилась, только с обратной стороны её обогрело то место, к которому прикасалась рука неверующего.

Обитель была восстановлена уже сыном Далмата, архимандритом Исааком. Исаак в 1707 году выстроил каменную церковь Успения, взамен прежней, деревянной, где и находилась чудотворная икона.

 

Подготовлено по материалам открытых источников

Написать комментарий: "ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАД РОССИЕЙ"