Этикет на каждый день. Улаживаем конфликты

 

Если не высказаны противоположные мнения,

то не из чего выбрать наилучшее

(Геродот, древнегреческий историк)

 

Причины конфликта могут быть, на первый взгляд, незначительными: несовпадение мнений, размолвка, ссора. Не остановленные вовремя, не улаженные разногласия приводят к ситуации, когда никто уже не хочет уступать. Это и есть конфликтная ситуация.

Часто причиной конфликта становится вспыльчивость, категоричность, совершенно естественные в юном возрасте. Избежать конфликтов нельзя, а вот выходить из них не только без потерь, но и приобретя необходимый жизненный опыт, просто необходимо.

Знаешь ли ты о том, что существует наука, которая называется конфликтология? Так вот, учёные считают, что есть не только вредные, но и полезные, и даже необходимые конфликты, в которых человек вырабатывает характер, учится отстаивать свои принципы, находить пути взаимоотношений со своими оппонентами. Главное – суметь не поддаваться эмоциям…

… а постараться взять себя в руки и обдумать ситуацию. Писатель Лев Толстой говорил: «Когда двое спорящих горячатся, это значит, что они оба неправы».

Конфликт может возникнуть на пустом месте – например, при обсуждении фильма, во время распределения обязанностей в походе или же в споре, что вкуснее и полезнее: крыжовник или ананас.

Смешно? А теперь попробуй утверждать, что никогда не участвовал в подобном конфликте! Но ведь ты хорошо знаешь, что на вкус и на цвет товарищей нет, – и о чём тут спорить? Все мы, такие разные со своими интересами и пристрастиями, составляем единое человеческое общество, и всем надо уживаться друг с другом в мире и согласии.

Вот поэтому советую тебе не участвовать во «вкусовых «спорах: о еде и моде, какой вид спорта лучше и какой певец талантливее. Это такой спор, в котором истина не рождается: каждый, как правило, остаётся при своём мнении, а дружеские отношения нередко переходят в конфликт.

Попытайся убежденно и спокойно изложить свою точку зрения.

Не пытайся «перетянуть» собеседника на свою сторону. В свою очередь не воспринимай чуждые тебе мнения как личное оскорбление.

Если у тебя возникла с кем-то ссора, спор, конфликтная ситуация, – дай своему собеседнику высказаться полностью, не прерывай и не перебивай его. Выслушай все его претензии, а сам в это время обдумай свои ответы и доводы в свою пользу. После этого ты имеешь все основания попросить его, так же не перебивая, выслушать тебя.

Только в честном и откровенном разговоре вы вместе сможете выяснить истинную причину размолвки и попытаться найти выход из этой ситуации.

Во время таких объяснений избегай выражений, которые могут унизить, оскорбить собеседника или быть им неправильно поняты – обстановка и так достаточно накалена. «Ты же прекрасно понимаешь», «давай вместе подумаем», «я и не собирался тебя обидеть». Подобные выражения гораздо лучше для урегулирования отношений, чем «сам дурак», «от такого и слышу», «ты меня предал» или «я думал ты мне друг, а ты…»

Иногда, особенно если ты и сам сомневаешься в своей правоте …

… полезно взглянуть на ситуацию глазами возражающего, чтобы понять его обиду, претензии к тебе. Признать свои ошибки трудно, но если причиной конфликта явилась твоя бестактность, грубость, упрямство, необязательность, то тебе надо признать это и пойти на уступки.

В затяжном конфликте, который уже невозможно разрешить своими силами, стоит прибегнуть к помощи человека, авторитетного для обеих сторон, и прислушиваться к его советам.

 

Конфликты между людьми, которые называют межличностными, уладить бывает непросто, но возможно, для этого нужно взаимное желание их преодолеть.

Но есть и такие, в которых участвуют сотни и тысячи людей, и которые длятся десятилетиями и даже столетиями, – это территориальные, расовые, религиозные конфликты. Возможно, тем людям, которые разжигают и поддерживают такие конфликты, в детстве не объясняли, какими путями можно из них выйти.

 

Старайся в любой ситуации быть спокойным, собранным и доброжелательным человеком. Не выплёскивай все свои личные переживания. Так ты сможешь избежать непонимания. К тебе всегда будут относится с уважением, прислушиваться к твоему мнению, дорожить общением с тобой.

 

 

Литература в фонде библиотеки:

Бабина Н. «Секреты этикета»

Карнеги Дейл «Как завоевать друзей»

Лихачёва Л. «Уроки этикета»

Чудакова Н. «Этикет от А до Я»

Написать комментарий: "Этикет на каждый день. Улаживаем конфликты"