Литературный портрет. Сергей Аксаков. Сказки ключницы Пелагеи

К 230-летию со дня рождения русского писателя, чиновника, общественного деятеля,  литературного и театрального критика, мемуариста Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859)

 

 

Если бы у нас была возможность оказаться в 19 веке в старом дворянском поместье, то в одной из комнат нам бы посчастливилось увидеть небольшую душевную сцену: немолодая, но еще белая и румяная женщина-крестьянка, сидящая у печки и почти на распев рассказывающая маленькому барину сказки…

Подобным образом, по воспоминаниям маленького Сергея Аксакова, он впервые увидел Пелагею ключницу, женщину, благодаря которой этот мальчик вошел в историю русской и мировой литературы как писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, большой знаток и ценитель сокровищ русского языка, блестящий мемуарист.

Любой ребенок начинает свое знакомство с этим автором со сказки «Аленький цветочек», которая самому Аксакову запомнилась с детства. Впоследствии мы узнаем другие сказки: «Царь девица», «Иванушка-дурачок», «Жар-птица», «Змей Горыныч».

И уже повзрослев, мы узнаем, что эти сказки являются приложением к другому произведению – «Детские годы Багрова-внука», а эта книга – вторая часть автобиографической трилогии Сергея Тимофеевича («Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания»).

В ней описываются первые десять лет жизни мальчика Сережи, проведенные в Уфе, в деревнях Оренбургской губернии. Автор заменил имена персонажей и географические названия, но никого не выдумал. Аксаков здесь рассказывает историю своей семьи, своего детства, делится впечатлениями от общения с близкими, с природой.

И именно здесь автор знакомит нас с ключницей Пелагеей и рассказывает историю знакомства с ней. Аксаков рассказывает о Пелагее как о замечательной женщине. Рассказывает о том, что она долгие годы прожила в Астрахани, и, поскольку там было много жителей Востока, которые страсть, как любили порассказывать на досуге друг другу сказочные истории, у Пелагеи создался обширный каталог сказочных историй, среди которых встречались даже сказки «Тысяча и одной ночи».

А общение с этой удивительной женщиной началось именно со сказки «Аленький цветочек», которую мальчик любил более всех. Удивительная сказка странствий, добра и любви, пробуждающая самые светлые чувства, впоследствии опубликованная отдельно от трилогии, стала самой популярной, самым издаваемым произведением Аксакова. Сказка «Аленький цветочек» не просто сказка о добре и зле, о хороших и плохих людях, о сильных и смелых героях, – она воспевает благородство души, любовь родителей к детям, почитание родителей детьми и уважение к ним.

 

Литература в фонде библиотеки:

 

Аксаков С.Т. Аленький цветочек: Сказка ключницы Пелагеи, 1986

Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука: повесть, 1986

Аксаков С.Т. Избранное, 1987

Аксаков С.Т. Избранные сочинения, 1984

Аксаков С.Т. Рассказы о родной природе, 1987

Аксаков С.Т. Собрание сочинений, в 3-х томах, 1986

Написать комментарий: "Литературный портрет. Сергей Аксаков. Сказки ключницы Пелагеи"