Литературный портрет: Борис Лавренёв. Романтик революции

Выставка-обзор к 130-летию писателя будет работать на абонементе для взрослых читателей с 13 июля

 

Борис Андреевич Лавренев (настоящая фамилия Сергеев) – советский писатель, драматург. Родился 17 июля 1891 года в Херсоне в семье учителей-словесников. По материнской линии происходил из старинного казачьего рода. Окончил 1-ю Херсонскую мужскую гимназию, в 1909-1915 г. учился на юридическом факультете Московского университета. Судьба его оказалась тесно связанной с судьбой Родины.

Первые рассказы Лавренева под фамилией Сергеев появились еще в 1910 г. в московской газете «Студенческая жизнь». Тогда же он начал публиковать и свои стихотворения, входил в литературную группу «Содружество» и тяготел к футуризму. Но как поэт известен не стал.

Писал для периодических изданий многочисленные рецензии и статьи. Продолжал писать и на фронте. За рассказ «Гала Петер» (1916) он был отправлен в штрафную часть. Во время Февральской революции Лавренев был комендантом штаба революционных войск Московского гарнизона, а затем адъютантом коменданта Москвы. С декабря 1918 г. находился в рядах Красной армии, командовал бронепоездом, служил в политуправлении Туркестанского фронта.

По окончании Гражданской войны работал в газете «Красная звезда». Публиковал рассказы и стихотворения, статьи, рецензии, фельетоны, карикатуры и рисунки. Псевдоним «Лавренев» Борис Андреевич взял в 1922 году из-за того, что в литературе уже был один Сергеев – Сергеев-Ценский.

Первые произведения, принесшие ему известность – «Ветер» (1924), «Полынь-трава» (1925), «Сорок первый» (1926), «Рассказ о простой вещи» (1927) – посвящены событиям революции и Гражданской войны.

«Сорок первый» – признанный шедевр Лавренева, самое известное из его произведений, которое дважды было экранизировано. Это романтическая баллада о трагической любви рыбачки Марютки, простой девушки, ушедшей сражаться за революцию, и поручика Говорухи-Отрока, интеллигентного офицера-белогвардейца. Большое место в творчестве Б.А. Лавренева занимала тема интеллигенции и ее отношения к народу, ее места в революции: повести «Седьмой спутник» (1928) – история прихода в революцию старого русского интеллигента, «Гравюра на дереве» (1918) – об искусстве и судьбе художника; произведение, проникнутое духом Ленинграда и в то же время сатирическим ядом против приспособленчества в искусстве. Итогом творческих поисков драматурга стала драма «Разлом» (1928), имевшая большой успех и в течение 30 лет не сходившая со сцены театров.

Наряду с К. Тренёвым и Вс. Ивановым, Б. Лавренев считается одним из создателей жанра советской героико-революционной драмы.

В 1930-е годы отдал дань романтике арктических открытий – повесть «Большая земля» (1935), документальная повесть «Стратегическая ошибка» (1934).

С началом Великой Отечественной войны Б.А. Лавренев ушел добровольцем на фронт, был военным корреспондентом центральных периодических изданий на Балтике, на Севере, на Черном море. Издал сборник рассказов «Балтийцы раскуривают трубки» (1942). В 1943 г. опубликовал героико-романтическую пьесу «Песнь о черноморцах», в 1945 г. – драму «За тех, кто в море!»

Последние годы жизни Б.А. Лавренев занимался переводами на русский язык авторов из среднеазиатских республик и французских драматургов. Часто выступал как публицист по проблемам международной политики. Много лет был председателем секции драматургов в Союзе писателей СССР. А еще много рисовал. Живописи знаменитый писатель был предан страстно и безоглядно.

Б.А. Лавренев скончался в Москве 7 января 1959 года.

 

Написать комментарий: "Литературный портрет: Борис Лавренёв. Романтик революции"