ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. ИЮЛЬ

1 июля – Боголюбская икона Божией Матери

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Во время молитвы перед иконой Божией Матери ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Её, принесённый из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Её чудесного явления построить храм и святую обитель. Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Её в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращённым к Спасителю.

Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенёс в неё написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 1 июля (18 июня ст. ст.), которое утвердилось в Русской Церкви.

 

2 июля – святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец

Его имя в миру – Михаил Борисович Максимович. Он был сыном харьковского дворянина из семьи, бывшей в родстве с тобольским митрополитом св. Иоанном (Максимовичем). Отец – предводитель дворянства, дядя – ректор Киевского университета, сам Михаил окончил Полтавский кадетский корпус, а в 1918 – Харьковский императорский университет. Ещё во время учёбы Максимович познакомился с местным архиереем, знаменитым митрополитом Антонием (Храповицким) и стал его духовным сыном.

В 1926 году митрополит Антоний постриг его в монашество, с именем Иоанн в честь св. Иоанна Тобольского, в том же году Иоанн был рукоположен во священника. С 1929 года он преподаёт в семинарии сербского города Битоль. В 1934 году, неожиданно для него, был рукоположен во епископа.

Еп. Иоанна отправили в Шанхай, где в те годы была огромная колония русских эмигрантов.

В 1951 году еп. Иоанн был назначен главой приходов в Западной Европе. Ещё в Сербии он служил литургию не только на церковнославянском, но и на греческом – для живших там греков; в Шанхае он часто служил на китайском. Постоянно разъезжая по континенту, он служил на французском, голландском и английском.

В 1962 г. еп. Иоанна, к тому времени одного из старейших епископов эмигрантской Церкви, перевели в Сан-Франциско. Нелегко было Владыке: многое пришлось ему кротко и молчаливо терпеть. Последние его годы были наполнены горечью клеветы и преследований.

Умер 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти апостола Иуды.

2 июля 1994 г. Русская Православная Церковь за границей причислила к лику святых дивного угодника Божия XX века святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца.

 

6 июля – Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.) Собор Владимирских святых

Эта величайшая святыня Русской земли была, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой еще в I веке по Рождестве Христовом. До середины XII века она находилась в Константинополе, а затем император Феодосий прислал ее в подарок великому князю Юрию Долгорукому. Почитаемый образ Пресвятой Богородицы был помещен в монастыре в Вышгороде, близ Киева.

Благоверный князь Андрей Боголюбский взял эту икону с собой, отправляясь во Владимиро-Суздальскую землю. Вначале она находилась в основанном им Боголюбском монастыре, а в 1160 году была перенесена в каменный Успенский храм во Владимире и стала именоваться Владимирской.

В истории Руси отмечены многие случаи заступления и помощи Богоматери народу русскому посредством Владимирской иконы.

 

7 июля – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Спокойно лоно светлых вод.

На берегу реки Предтеча;

Из мест окрестных, издалече

К нему стекается народ.

Он растворяет упованью

Слепцов хладеющую грудь;

Уготовляя Божий путь,

Народ зовёт он к покаянью.

А там спускается с вершин

Неведомый, смиренный Странник…

Грядет Он, Господа Избранник,

Грядет на жертву Божий Сын.

В руке лопата, придёт время –

Он отребит Своё гумно,

Сберет пшеничное зерно

И в пламя бросит злое семя.

Сильней и впереди меня

Тот, Кто идёт вослед за мною:

Ему, припав к ногам, не стою

Я развязать с ноги ремня.

Рожденья суетного мира,

Покайтесь: близок суд. Беда

Древам, растущим без плода:

При корне их лежит секира!

П. Вяземский

 

8 июля – святой благоверный князь Петр и святая благоверная княгиня Феврония, Муромские чудотворцы

Благоверный князь Пётр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел тяжёлой болезнью, от которой никто не смог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его исцелит Феврония, крестьянка деревни Ласково в Рязанской земле. Дева Феврония оказалась мудрой, красивой, благочестивой и доброй девушкой.

Пётр пообещал жениться на ней, но в душе слукавил: гордость княжеская мешала ему согласиться на подобный брак. Болезнь не отступила от него, возобновилась вскоре, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал своё слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чём не преступая Божии заповеди».

Когда пришла старость, Пётр и Феврония приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить их волю. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе.

Над их мощами по инициативе Иоанна Грозного в 1553 году была возведена соборная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ныне мощи открыто находятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в г. Муроме.

 

9 июля – Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери – одна из особо почитаемых на Руси святынь. Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма.

Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений, не раз спасала она Тихвинскую обитель от шведов, осаждавших монастырь в течение трёх лет, с 1612 по 1615 год. Всякий раз по молитвам отчаявшихся защитников Пресвятая Богородица своим заступничеством помогала им обращать в бегство в несколько раз превышавшие войска противника. С тех пор икона считается покровительницей северо-западных земель России.

 

12 июля – Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Апостол Петр – уроженец города Вифсаиды, брат апостола Андрея, жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Пётр (что значит камень) он получил от Иисуса Христа. Жизнь Петра освещена в евангельском повествовании более других апостолов потому, что он всё время находился рядом с Христом. Христос, утвердив Петра в апостольском звании, троекратно повторил: «Паси овец моих». И Пётр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Пётр прославился многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу, бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига. Мученически скончался в Риме примерно в 57 году. Приговоренный к кресту он попросил распять его вниз головой, считая себя недостойным умереть, как Господь.

Апостол Павел носил имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный», и только спустя некоторое время, после обращения ко Христу, стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, жители которого пользовались правами римских граждан. Савл вырос неистовым защитником отечественного закона и отеческих преданий. Он много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с апостолом Петром. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

День апостолов Петра и Павла – это призыв к миссионерству: «если ты сам получил утешение в молитве, был свидетелем чуда, если ты обрёл дар веры, то не храни его только для себя – поделись им с другим, помоги и тому, кто рядом увидеть то, чего он пока не знает».

 

17 июля – Прп. Андрея Рублёва, иконописца (XVв.)

Величайший иконописец, монах Троице-Сергиева, затем Спасо-Андроникова монастыря. Иконы святого Андрея ещё при его жизни были высоко оценены современниками, впоследствии их вовсе признали образцовыми. Вершина его творчества – икона «Троица», написанная для Троицкой церкви Троице-Сергиева монастыря (ныне находится в Третьяковской галерее).

 

17 июля – Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии

17 июля произошло одно из самых чёрных злодеяний мировой истории – убийство царской семьи. За что мученически погибла Царская Семья? За Христа и Россию. Для неё эти имена были нераздельны друг от друга. Идя сознательно этим путём, Император Николай II явил собой пример величайшего смирения и христианского прощения ближнего. Такое же христианское смирение являла собой и Семья Государя. Приближающуюся смерть, понимала Государыня, понимали и Дети.

 

21 июля – Казанская икона Божией Матери

Икона Божией Матери явилась в Казани в 1579 году, после завоевания Казанского ханства Иоанном Грозным. Эта чудотворная икона явилась во сне одной благочестивой девочке по имени Матрона. В видении Богородица повелела ей сообщить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону из земли. Было указано место. Сон повторялся трижды. Начальство не поверило матери и дочери, и тогда они сами начали копать в указанном месте. Икона была обнаружена завёрнутой в кусок сукна. Архиепископ в присутствии градоначальника с крестным ходом перенёс икону в ближайшую церковь святителя Николая, а оттуда в Благовещенский собор.

Ныне в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове находится почитаемый список Казанской иконы, принесённый в 1612 г. войсками князя Пожарского, освободившими Москву от поляков.

24 июля – Равноап. Ольги, вел. Княгини Российской, во Святом Крещении Елена

В 957 году русская княгиня Ольга прибыла в Царьград. Красота храмов и беседы со священниками пробудили её стать христианкой. Сам византийский Патриарх совершал над ней великое Таинство. При крещении княгине Ольге дали имя Елены, в честь святой греческой императрицы.

Святая Елена на иконах изображается вместе со своим сыном императором Константином, держа в руке Крест. Тот самый Крест, на котором был распят Иисус Христос. Константин и Елена обрели святой Крест, проведя раскопки на месте распятия Иисуса Христа – горе Голгофе.

Сохранилось предание, что Ольга привезла из Царьграда в Киев крест со вставкой из Святого Креста и установила его в одну из возведенных ею церквей. Став христианкой, Ольга заботилась о просвещении славян. Крещение Ольги оказало большое влияние и на её внука – великого князя Владимира. В летописи об Ольге сказано, что она «первая от Руси в Царство небесное вошла».

 

25 июля – Иконы Божией матери, именуемой «Троеручица» (VIII)

В VIII веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин был оклеветан императором Львом III Исавром перед дамасским халифом в государственной измене. Халиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить её на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у халифа отрубленную кисть, приложил её к суставу и пал ниц перед иконой Божией матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица».

В Россию первый список иконы Богоматери «Троеручица» был принесён в 1661 году и установлен в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. В настоящее время в собрании музея «Новый Иерусалим» хранится список, сделанный с той иконы в 1854 году, сам же образ пропал. В Москве находятся ещё два древних списка иконы – один в Успенском храме Болгарского подворья, другой – в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.

 

28 июля – Равноап. вел. Князя Владимира, во Святом Крещении Василия

Почему святого благоверного князя Владимира мы называем равноапостольным? Потому что он крестил Святую Русь. И точно так же, как святые апостолы, учил людей – наших давних-давних предков – православной вере. Великий князь киевский Владимир после тщательного изучения всех вер (католической, еврейской, магометанской) решил принять Православную христианскую веру от греков. «Если бы новая вера не была истинной, лучше всех, – говорили бояре и народ – то наш мудрый князь не принял бы её».

Великий князь киевский Владимир был мудрейшим князем. Потому-то он выбрал для своего русского народа, которого он любил, истинную, самую лучшую веру. Эта святая Православная вера дала новую жизнь святому князю Владимиру и объединила вокруг славного Киева другие русские княжества.

Великий князь Владимир сначала крестил киевлян (988 г.), а потом святое крещение стали принимать и другие города и сёла земли Русской. Принимая христианскую веру, русский народ принял славянскую азбуку и священные книги болгар. По этим-то славянским книгам мы теперь и служим, славянский текст для нас является священным, и мы его любим и им дорожим.

 

 

Подготовлено по материалам открытых источников

Написать комментарий: "ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. ИЮЛЬ"