4.01 – 10.01 Неделя «Музей и дети»

Железнодорожный музей.

Железнодорожный музей в Переславле-Залесском объединил людей, увлечённых живой историей отечества. В этот музей не ведёт ни одна железная дорога. Рельсы – в никуда из ниоткуда. Приехать сюда можно только на машине по разбитой грунтовке. Но охота пуще неволи, и народная тропа к этой экспозиции под открытым небом не зарастёт. Здесь масса интересного – старые и старинные паровозы и вагоны для узкоколеек, стрелки, семафоры. И даже действующая ручная дрезина, к которой всегда очередь из желающих прокатиться. В общем, рай для любителей старой техники, любопытных подростков и ностальгирующих взрослых.

Музей называется «Кукушка», а официально – Музей паровозов. А «Кукушкой» всегда звали неприхотливые маленькие локомотивы под узкую колею, большинство которых в России выпускал Коломенский завод. А ещё с паровозами свою личную судьбу крепко связали несколько человек, которые придумали и создали музей. Люди, которые не любят о себе рассказывать, но ради пополнения своей коллекции автокран на ходу остановят. Авантюризм им тоже не чужд. Нормальный, коллекционерский. Один из создателей музея Вадим Миронов учился в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта. Там он нашёл собратьев по своему увлечению старой техники. Случайно выяснилось, что в Москве на предприятии по выпуску железобетонных изделий, несёт службу в качестве котельной, но рискует отправиться в металлолом удивительный паровоз. Красивый. 1913 года выпуска. Любители техники загорелись прибрать его к рукам и восстановить. Сергей Дорожков, директор Музея паровозов, тоже выпускник Московского института инженеров железнодорожного транспорта. К старой технике пристрастие питал с первого класса. «Музей никогда не бывает прибыльным, говорит сейчас, по происшествию трёх десятков лет Дорожков. Не ради денег это всё затевалось, конечно». Собирать, восстанавливать и делать музей из «этих ржавых железок» подвигла энтузиастов прежде всего обида за те самые «железки». Которые на самом деле — живая история. Узкоколеек в России всегда было тьма-тьмущая. Их строили там, где в обычных станциях не было смысла: на нефтяных приисках, на военно-полевых дорогах и на торфоразработках. Вот и здесь, под Переславлем-Залесским, торфа хватало. По рельсам двигался бодрый, хоть и неспешный паровозик с торфом. А потом всё закончилось – как будто и не было никогда. Иного пути, кроме как на лом и переплавку не было. Но нашлись люди, которые с этим не согласились. Деньги на раскрутку туристического проекта приходилось добывать, как торф из болота. А за находками приходилось отправляться в новые экспедиции. Целый географический атлас находок – Казахстан, Армения, Смоленская, Ярославская, Вологодская, Ивановская области. У обычного музея – фонды, запасники, чинные залы. Здесь железо, подъёмники, запах мазута. А суть абсолютна та же. Отношение к находкам — трепетное. Рассказ о каждом таком «изобретении» или «вызволении» — отдельный сюжет. Как везли старинный паровоз по горам из Ленинграда. Как освобождали в Шатуре раритетный пассажирский вагончик от деревьев. И уже окрестные жители переходили от насмешек к явному уважению. Поразительно, что многие экспонаты и по сей день на ходу. Выглядят некоторые неказисто – ржавые, с облупленной краской. Техника быстро стареет, особенно в столь почтенном возрасте и на открытом воздухе. Как только у музея появляются средства – стараются привести в порядок.

   

Любители техники у экспонатов застревают надолго. Тут сплошь раритеты. Вот, например, котёл паровоза – выпуск 1918 года. Вот упомянутый Константином Паустовским в «Мещерской стороне» пассажирский паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. Вот паровоз – 1950 года постройки, тоже легенда. А вот автодрезина для начальника. Это чёрный автомобиль, но ездит по железной дороге. Ну а самый любимый туристами аттракцион – прокатиться на ручной дрезине, маленькой и лёгкой.

Посещая этот музей, который мало кому известный, мы возвращаемся в прошлое. Узкоколейная дорога недалеко от Переславля-Залесского, о которой не знали даже местные вездесущие краеведы. Зачем всё это нужно? А хотя бы для понимания того, что собственная история состоит не только из одних церквей и монастырей. В российской глубинке существовали ещё деревни сёла, кордона и усадьбы, дороги и мосты, мельницы и фабрики. И эта узкоколейка. Везде была жизнь, отмеченная событиями.

Ребята! В нашей библиотеке вы можете почитать литературу и о других музеях.

  • Сто великих музеев
  • Малов В. Музеи
  • Экологический журнал «Лазурь», «Свирель».

Написать комментарий: "4.01 – 10.01 Неделя «Музей и дети»"