Реформатор изобразительного искусства

К 190-летию со дня рождения русского живописца В.Г.Перова (1834-1882)

 

Василий Григорьевич Перов родился 2 января 1834 года в Тобольске. Он был добрачным сыном тобольского прокурора Г.К.Криденера, в дальнейшем сменившего казенную службу на место управляющего имением в Нижегородской губернии. Детские годы будущего художника протекали в деревне, где он имел возможность близко наблюдать крестьянскую жизнь. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861). За дипломную картину «Проповедь на селе» (1861) он получил большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство. Одновременно он написал и картину на первоначально предложенный, но отвергнутый училищем сюжет – «Сельский крестный ход на Пасху» и обе представил на выставку, но вторая была снята властями за оскорбление духовенства. Язвительно обличавшая российскую действительность и созвучная общественным настроениям, она принесла художнику шумный успех.

В 1862 году Перов отправился в Париж, но пробыл там гораздо меньше отпущенного ему срока.

Во Франции он чувствовал себя сторонним наблюдателем и никак не мог найти тему для работы. Вернувшись на родину, он продолжил работать, и это стало временем взлета его творчества. Несколько картин, исполненных одна за другой и перекликавшихся со скорбной поэзией Некрасова, на короткий период сделали Перова самым популярным художником России. В полотнах «Проводы покойника» (1865), «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» (1866), «Утопленница» (1867) не было развернутого сюжета, но их немногословность давала пищу для воображения и сочувствия, а монотонная гамма тусклых тонов отвечала угрюмости царившего в них настроения. Самая сильная его работа – «Последний кабак у заставы» (1866) – представляла собой, в сущности, городской пейзаж, исполненный тоски и горечи. Немного особняком стояли картины «Дворник, сдающий квартиру барыне (1865)  и «Приезд гувернантки в купеческий дом(1866), где были выстроены занимательные сцены, послужившие образцом для художников бытового жанра. За «Тройку» и «Приезд гувернантки» Перов получил звание академика по живописи народных сцен, потом стал профессором и преподавателем в родном училище. Он оказался отличным педагогом, чутким и внимательным, и воспитал немало прекрасных художников: Н.А.Касаткина, К.А.Коровина, А.П.Рябушкина, А.Е.Архипова, М.В.Нестерова и др.

Однако в собственном творчестве Перов столкнулся с определенными трудностями. То направление, в котором он так успешно до сих пор проявлял себя, начало отставать от стремительно развивающейся жизни. Художник попытался резко изменить характер работы. Так появились картины начала 1870-х годов: «Птицеловы», «Странник», «Охотники на привале», «Рыболов», «Голубятник» и другие. Эти работы нравились публике, но ни одна из них не стала значительным явлением. Подлинный успех художнику вновь удалось испытать лишь обратившись к портретной живописи. Он создал ряд превосходных изображений деятелей русской культуры, в том числе А.Н.Островского и В.И.Даля. А его знаменитый портрет Ф.М.Достоевского считается лучшим живописным изображением писателя.

В поздний период мастер стремился к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875; «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880-1881) не принадлежат к числу его шедевров.

Жизнь Перова, трудно начавшаяся, трудно продолжалась. Он жил бедно, картины свои продавал недорого. С 1971 – 1882 год преподавал в Московском училище ваяния и зодчества. При жизни художника 45 его полотен были приобретены для будущей Третьяковской галереи. Быстро развивавшаяся чахотка оборвала жизнь этого подвижника.

 

Литература в фонде библиотеки:

  1. Русские художники. Энциклопедический словарь, 2000
  2. Энциклопедия русской живописи, 2000.

 

Написать комментарий: "Реформатор изобразительного искусства"