Создатель двух театров

К 165-летию со дня рождения В.И. Немировича-Данченко ( 1858-1943)

Будущий режиссер родился на Кавказе в семье офицера Русской армии, отец – украинец, мать армянка. Владимир окончил Тифлисскую гимназию и продолжил обучение на физико-математическом и юридическом факультетах Московского университета. Театром и литературой начал увлекаться с 9 лет. В 1877 году он начал публиковаться как театральный критик. Его статьи и обзоры появляются на страницах журналов «Будильник», «Артист», «Стрекоза», газетах «Русский курьер» под разными псевдонимами. Как прозаик дебютировал в 1879.

Владимир Иванович Немирович-Данченко защищал реалистические традиции русской сцены, выступал против преобладания внешних эффектов, за коренное обновление репертуара, тесную связь театра с передовой литературой. В своих блестящих по форме статьях он обнаружил тонкое понимание актерского искусства и драматургии. Подробно анализируя игру выдающихся современных актеров, настойчиво выдвигал требование многоплановости сценических образов. В 1881 году была написана его первая пьеса «Шиповник», поставленная через год Малым театром, в том же году напечатан его первый рассказ «На почтовой станции».

В 1891 публикуется роман Немировича-Данченко «На литературных хлебах», затем увидели свет повести и романы «Мгла» (1894), «Старый дом» (1895), «Губернаторская ревизия» (1896), «Драма за сценой» (1896), «Сны» (1898), пьесы «Последняя воля», «Новое дело», «Золото», «Цена жизни», «В мечтах». Его пьесы пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом театрах, а также в провинциальных театрах. В год премьеры чеховской «Чайки» (1896) Немирович-Данченко отказался от Грибоедовской премии за свою пьесу «Цена жизни», объявив, что пьеса А.П.Чехова более достойна этой премии.

В 1891-1901 годах Владимир Иванович преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне ГИТИС). Среди его учеников – И.М.Москвин, О.Л.Книппер и В.Э.Мейерхольд, вошедшие в труппу Московского художественного театра. Вместе с К.С.Станиславским создал в 1898 году Художественно-общедоступный театр (первоначальное название МХАТа), где были поставлены все основные пьесы А.П.Чехова – «Чайка», «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904), «Иванов» (1904). В новом театре Немирович-Данченко ведал репертуарными и административными вопросами, именно по его инициативе в репертуар были включены пьесы Чехова, так как Станиславский вначале недооценил Чехова-драматурга.

Кроме того, режиссер способствовал привлечению драматургии М.Горького, вместе со Станиславским поставил пьесу «На дне» (1902). Одной из лучших работ театра явился спектакль «Юлий Цезарь» (1903) У.Шекспира. Однако преимущественное внимание уделялось русской классике: А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1906), А.С.Пушкин «Борис Годунов» (1907), Н.В.Гоголь «Ревизор» (1908), А.Островский «На всякого мудреца довольно простоты» (1910), Л.Н.Толстой «Живой труп» (1911). После 1917 года Немирович-Данченко ставил спектакли на историко-революционные темы: «Пугачевщина» (1925) и «Любовь Яровая» (1936) К.Тренева, «Кремлевские куранты» (1942) Н.Погодина.

В 1919 Немирович-Данченко организовал при МХТ Музыкальную студию (с 1926 – Музыкальный театр имени Немировича-Данченко), в которой работал над разными жанрами музыкального спектакля: «Дочь мадам Анго» (1920) Ш.Лекока, «Перикола» (1922) Ж.Оффенбаха, «В бурю» (1939) Т.Хренникова. Осенью 1925 студия выехала на гастроли за рубеж. Играли в Берлине, Лейпциге, Бремене, Праге, потом в городах США. По окончании гастролей Немировича-Данченко пригласили в Голливуд для написания сценариев и их постановки, специальным договором его не связывали. Режиссер встречался с голливудскими знаменитостями, сочинял сценарии и готовился к съемкам. Однако в январе 1929 года он вернулся в Москву, отметив, что в Америке всем правит доллар, а творить можно только в России.

В начале 1930-х Немирович-Данченко начал работать над книгой «Из прошлого» по заказу американского издательства. Книга, в которой «искусство и жизнь переплетаются в простом рассказе», была закончена в 1936 году. На спектаклях Художественного театра бывал Сталин. Он покровительствовал МХТ. В 1940 году Владимир Иванович осуществил новую постановку «Трех сестер» А.П.Чехова, ставшую легендой театра. В 1941 году после начала войны режиссер переехал в Нальчик, затем в Тбилиси. Но уже на следующий год снова переезжает в Москву, где продолжает много работать в театре.

25 апреля 1943 года Владимир Иванович Немирович-Данченко умер от сердечного приступа. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.

 

 

Литература в фонде библиотеки:

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра, 1998
  2. Мастера литературы, театра и кино, 2008.

Написать комментарий: "Создатель двух театров"