Искусство христианства. Кившенко Алексей Данилович, живописец, график

Родился 11 марта 1851 (село Серебряные пруды Тульской губернии) – 2 октября 1895 (Хайдельберг, Германия). Сын крепостного, управляющего конным заводом графа Д.Н. Шереметева в Тульской губернии. С начала 1860-х (до 1867) посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также рисовальные вечера Санкт-Петербургской Артели художников (1864–1867). Учился в Технологическом институте (конец 1860-х, не окончил), состоял слушателем Медико-хирургической академии. Учился в ИАХ (1867–1877) сначала в качестве вольнослушателя, с 1870 постоянного ученика в историческом и костюмном классе у К.Ф. Гуна. За период учебы получил все существовавшие академические награды; неоднократно награждался малыми (1871, 1872) и большими серебряными медалями (1871, 1872, 1874). В 1876 был удостоен малой золотой медали за программу «Самсон и Далила (Пленение Самсона)», в 1877 — большой золотой медали за программу «Брак в Кане Галилейской»; получил звание классного художника 1-й степени без права пенсионерской поездки за границу, так как картина не была окончена. Для получения права пенсионера исполнил по собственному выбору картину «Военный совет в Филях в 1812 году» (1880). Известен также серией батальных полотен на темы русско-турецких войн, а также полотнами на исторические, бытовые и охотничьи темы. Известный баталист не мог обойти близкую для себя тему. Образ А. Невского отражён в картине А.Д. Кившенко «Невская битва. Святой Александр Невский наносит рану в лицо Биргер.

 

В 1880-1883 — пенсионер ИАХ в Германии и Франции. Работал в основном в Мюнхене, совершенствовался в мастерских Г. Макса, Ю. Бензура, Ю. Брандта, В. Диц; побывал также в Дрездене, Берлине, Дюссельдорфе, Париже, Нормандии. Вернулся в Россию раньше положенного срока. В 1884 за картины «На псарном дворе», «Сбор гончих», «Погоня за лисицей» был удостоен звания академика. В 1893 за картины «Чтение Высочайшей грамоты Уральскому войску 31 июля 1891 года» и «Нижегородские драгуны, преследующие турок по дороге к Карсу 3 октября 1877 года» получил звание профессора.

Жил в Петербурге. Работал в области исторической и батальной живописи, пейзажист, жанрист, мастер охотничьих сцен, иллюстратор. В своем творчестве выступал продолжателем академических традиций.

В 1872 путешествовал по Ярославской, Костромской, Владимирской, Московской губерниям. С целью исполнения заказа великого князя Владимира Александровича на картины из истории русско-турецкой войны 1877-1878, совершил ряд поездок по Закавказью (1884, 1886), Турции (1886), Болгарии (1892). В 1891 посетил Уральск. В том же году в составе русской археологической экспедиции был в Сирии и Палестине.
Участвовал в академических выставках (с 1879). Член-учредитель и председатель Санкт-Петербургского общества художников (1892-1894), член и экспонент Общества русских акварелистов (с 1893).

Преподавал в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица (1883–1889), профессор-руководитель мастерской батальной живописи Высшего художественного училища живописи, архитектуры и скульптуры при ИАХ (1894–1895).

Произведения находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и другие.

 

 

Акварель А.Д. Кившенко «Преподобный Сергий Радонежский благословляет московского князя Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем» написана по мотивам одного из самых возвышенных житийно-исторических преданий, отражает известный эпизод истории России, сделавшийся стечением времени одной из опор национального самосознания. Этот эпизод многократно освещался в различных письменных источниках — в частности, в Житии Сергия Радонежского. Благословив князя, святой предрек ему победу и то, что сам он вернется с поля битвы невредимым.

Существует версия, что благословение Дмитрия Дмитрия Донского преподобным Сергием Радонежским относится не Куликовской битве, а к более ранней битве на Вожже. Впрочем, ничто не мешало князю испросить благословения преподобного и в тот, и в другой раз.

 

Публикация подготовлена по материалам из открытых источников.

Написать комментарий: "Искусство христианства. Кившенко Алексей Данилович, живописец, график"