Искусство христианства. Владимир Лукич Боровиковский

Художник Владимир Лукич Боровиковский родился в июле 1757 года в городе Миргороде, в семье иконописца Луки Ивановича Боровиковского. Дядя Владимира Боровиковского был иконописцем, иконописцами, впоследствии, стали и братья художника.

Первым учителем живописи будущего художника стал его отец, однако Владимир Лукич выбрал иную стезю – поступил в Миргородский казачий полк и почти десять лет отдал воинской службе, дослужился до чина поручика и подал в отставку.

Выйдя в отставку, Владимир Боровиковский с увлечением расписывает местные храмы, пишет иконы. В этот период художник знакомится с поэтом и драматургом В.В. Капнистом, которому расписывает дом в Кременчуге. Этот дом посетила императрица Екатерина II и была поражена убранством дома. Художника представили Екатерине и императрица повелела Боровиковскому быть в Санкт-Петербурге.

В 1788 году Владимир Лукич переезжает в столицу, некоторое время живет в доме Н.А. Львова. Это был энциклопедист русского Просвещения – архитектор, график, историк, ботаник и садовод, геолог, поэт, драматург, переводчик, музыкант. Он в то время строил Борисоглебский храм в Торжке, на своей родине, и поручил Боровиковскому роспись храма. Он написал 37 икон. Также через Львова Боровиковский получил заказ на создание икон для Иосифовского собора в Могилеве. Львов поначалу опекал Боровиковского, познакомил живописца с писателями Г.Р. Державиным, Е.И. Фоминым, И.И. Хемницером и Д.Г. Левицким, который становится первым настоящим учителем живописи будущего портретиста.

Творчество художника — это, в основном, камерный портрет. В женских образах — камерный сентиментальный портрет, в котором художник стремится не только к сходству с оригиналом, но и к поиску идеала женской красоты. Не красоты внешней, а красоты духовной.

В 1795 году Боровиковский был удостоен звания академика, в 1803 году — советника Академии художеств.

У Боровиковского отточенная и в то же время легкая техника письма, создающая ощущение, что автору не составляет никакого труда творить свои шедевры. Возможно, он слегка приукрашивает образ по сравнению с оригиналом, но делает это изящно и тонко. И всё больше заказов от желающих, чтобы портрет был написан именно Боровиковским. Его великолепная серия из женских портретов восхищает своим исполнением.

В первую очередь блистательный портрет М.И. Лопухиной, висящий в Третьяковской галерее, стал одним из самых известных женских образов в русском художественном искусстве. Также известны портреты милых Лизоньки и Дашеньки горничных семейства Львова, нежной и простой О.К. Филипповой, необычной красавицы Е.А. Нарышкиной, живой и юной В.А. Шидловской, торжковской крестьянки Христиньи.

Боровиковский в основном писал людей высшего круга – Павла I, членов императорской семьи, князя Куракина, генерала Боровского, графиню Безбородько с двумя дочерями и ещё огромное количество портретов. Но сам он появлялся на людях не часто. Много лет жил скромным отшельником, в одном доме, в одной квартире, со своими полотнами, книгами Писания, кружком единомышленников-друзей. Его трудолюбие было изумительно, тем более что не имело иного источника, кроме жажды творчества, его сжигавшей. Приступая к картине на религиозный сюжет, он молился; во время исполнения её просил читать ему Писание. Был в нём глубокий, сосредоточенный дух и труд поднять таинственную завесу, заглянуть в вечность. И вот это Боровиковский передавал не только в портретах, но и в иконах, которые создавал на протяжении всей жизни. Ему было доверено писать иконы для Царских врат Казанского собора.

Его «Благовещенье», «Богоматерь в окружении ангелов», «Распятие», «Великомученица Екатерина» и другие иконы и росписи напоминают, что Боровиковский не только светский живописец-портретист, но глубоко верующий человек, у которого религиозная тематика неотделима и проходит по всей его жизни.

картина «Благовещенье»

 

Последним трудом его был иконостас придела Михаила Архангела в церкви на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, на котором в апреле 1825 года и был похоронен Боровиковский.

Семейная жизнь у Владимира Лукича не сложилась, у него так и не было ни жены, ни детей. По завещанию, имущество своё он велел раздать всем, кто нуждается.

Потомками Боровиковский не забыт, его работы и в наше время привлекают внимание своей чистотой, искренностью, сентиментальностью – качествами, которых порой не хватает в современном мире.

 

Публикация подготовлена по материалам из открытых источников.

Написать комментарий: "Искусство христианства. Владимир Лукич Боровиковский"