К 145-летию со дня рождения К.С. Петрова-Водкина (1878-1939)
Художник родился в волжском городе Хвалынске Саратовской губернии в простой семье. Его отец был грузчиком, сапожником, мать – домработницей. Окончил четыре класса школы. С 1892 года учился в Самаре живописи и рисованию, в 1895-1897 в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге, в 1897-1904 в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь ему посчастливилось работать в мастерской В.А.Серова. Кроме того, в 1901 году он отправился за границу, занимался в мастерской А.Ашбе в Мюнхене. В 1905-1908 путешествовал по Греции, Италии, Франции, Алжиру. Учеба в парижских студиях, знакомство с современным европейским искусством расширили художественный горизонт Петрова-Водкина, окончательно определив выбор пути. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине. В 1909 в редакции журнала «Аполлон» состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина. На следующий год художник стал членом объединения «Мир искусства», с которым был связан до его роспуска (1924).
Уже в ранний период творчество Петрова-Водкина отмечено символистской ориентацией («Элегия, 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910); здесь сказалось влияние старших современников – М.А.Врубеля, В.Э.Борисова-Мусатова; в области литературы – М.Метерлинка. Общественный резонанс первых выступлений художника носил противоречивый характер. Картина «Сон» вызвала бурную полемику и принесла молодому живописцу широкую известность, поскольку лагерь критики возглавил сам И.Е.Репин, а защиту – А.Н.Бенуа. В начале 1910-х годов Петров-Водкин перешел от аллегорических произведений к целостным монументально-декоративным произведениям с контрастами открытых ярких цветов («Играющие мальчики», 1911; «Купание красного коня», 1912). Гармоническая просветленность, отточенная пластика его работ 1910-х годов («Полдень», 1917) во многом определены его интересом к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, применением так называемой сферической перспективы. Наиболее органичными представляются произведения, связанные с темой материнства, проходящей через все творчество Петрова-Водкина («Мать», 1913, 1915; «Утро. Купальщицы», 1917). В его портретах ярко выражено влияние символизма: «Автопортрет», 1918; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др. Художник стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов устройства мира, показать в каждом изображении влияние космических сил.
После революции Петров-Водкин писал много натюрмортов, считая это жанр наиболее подходящим для экспериментов («Утренний натюрморт», 1918; «Натюрморт с зеркалом», 1919; «Натюрморт с синей пепельницей», 1920). Многие произведения художника построены по принципу двойной экспозиции (1918 год в Петрограде, 1920; «После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа.
На рубеже 1920-х и 1930-х годов Петров-Водкин, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, вновь обратился к литературному творчеству. Именно тогда им написаны автобиографические повести «Хлыновск» и «Пространство Эвклида», в которых он широко развил свои взгляды на природу и возможности искусства. Последнее значительное произведение художника – «1919 год. Тревога» (1934). Тревога за отечество, за человеческие судьбы, за будущее детей в 1934 году приобрела иной смысл, нежели в 1919-м.
Ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Петрова-Водкина, не могла быть принята советской идеологией сталинского времени. После смерти художника его имя оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х годов произошло новое открытие Петрова-Водкина, благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия.
Литература в фонде библиотеки:
- Русские художники: Энциклопедический словарь, 2000.
- Энциклопедия русской живописи, 2000.