Создатели театра

К 125-летию со дня открытия Московского Художественного театра (1898)

 

Основателями Художественного общедоступного театра были К.С.Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Труппа была составлена из воспитанников драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актерское мастерство преподавал В.И. Немирович-Данченко, и участников любительских спектаклей Общества искусства и литературы, которым руководил К.С. Станиславский.

Организаторы поставили перед собой цель «создать первый разумный, нравственный общедоступный театр», который должен был служить «душевным запросам современного зрителя». Среди актеров были будущие звезды сцены: О.Л. Книппер, И.М. Москвин, В.Э. Мейерхольд, М.Л. Лилина, М.Ф. Андреева. Чуть позже в труппу вошли В.И. Качалов, Л.М. Леонидов. Театр открылся премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого. В 1901 году из названия театра было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

Подлинное рождение театра было связано с драматургией А.П.Чехова и М.Горького. В первом же сезоне в театре была поставлена чеховская «Чайка». В 1890-1900-х годах в МХТ прошли премьеры спектаклей: «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» и «Иванов» А.П.Чехова, а также «Мещане», «На дне» и «Дети солнца» М.Горького (1905). С середины 1900-х Станиславский увлекся поисками в области символического театра: спектакли «Жизнь человека» Л.Андреева, «Драма жизни» К.Гамсуна, «Синяя птица» М. Метерлинка. В это же время репертуар МХТ стал строиться не на современной драматургии, а на произведениях классиков: «Горе от ума» (1906) А. Грибоедова, «Ревизор» (1908) Н.Гоголя, «Месяц в деревне» (1909) И.Тургенева, «Братья Карамазовы» (1910) по Ф.М.Достоевскому, «Мнимый больной» и «Брак поневоле» (оба в 1913) Ж.Б. Мольера, «Смерть Пазухина» (1914) М. Салтыкова-Щедрина.

МХТ осуществил реформу театра, охватывающую все стороны театральной жизни: репертуар, режиссуру, актерское мастерство, организацию театрального быта. Был сформирован новый тип актера, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актерского ансамбля, создание общей атмосферы действия и декоративного решения; были выработаны сценические средства передачи скрытого подтекста (внутреннего содержания пьесы).

После Октябрьской революции 1917 года МХТ был включен в число академических театров (1920). Еще в 1916 возникла Студия МХТ, в которой Станиславский воспитывал актеров в духе созданной им системы. В 1924 году в МХТ влилась группа актеров из Студии: А.К. Тарасова, О.Н. Андровская, К.Н. Еланская, Н.П. Баталов, Б.Н. Ливанов, А.Н. Грибов и др. Именно эти актеры стали выдающимися мастерами советской сцены.

В 1920-х МХАТ приступил к работе по созданию нового репертуара. Были поставлены спектакли: «Пугачевщина» (1925) К. Тренева, «Дни Турбинных» (1926) М. Булгакова, «Бронепоезд 14-69» (1927) Вс. Иванова, «Растратчики» и «Квадратура круга» (оба 1928) В. Катаева. В 1932 году МХАТу было присвоено имя М.Горького.

С 1970 главным режиссером МХАТа стал О.Н. Ефремов, который возглавлял его почти 30 лет. Однако в 1987 году в театре произошел раскол: часть труппы осталась под руководством Ефремова (сейчас МХАТ имени А.П.Чехова, сцена в Камергерском переулке), а часть объединилась вокруг актрисы Т.В.Дорониной (МХАТ имени М.Горького, сцена на Тверском бульваре). Но, несмотря на все разногласия, МХАТ остался верен  лучшим традициям русской художественной культуры и сегодня он по-прежнему любим зрителями.

Написать комментарий: "Создатели театра"