«…Она просто любимая артистка»

К 75-летию со дня рождения советской актрисы Н.Г.Гундаревой (1948-2005)

 

Наталья Гундарева была уникальной актрисой, с потрясающим даром перевоплощения. Ей были подвластны абсолютно любые роли и образы — от хамоватой пьянчужки Люськи в «Небесах обетованных» до уютной многодетной мамы Нади Кругловой в «Однажды двадцать лет спустя», от примадонны Мельниковой в «Зимний вечер в Гаграх» до мещанки Анны Доброхотовой в «Сладкой женщине», от кокетливой служанки Смеральдины в «Труффальдино из Бергамо» до несчастной, обманутой жены Нины Бузыкиной в «Осеннем марафоне».

Наталья Гундарева родилась в Москве 28 августа 1948 года. Искусство влекло ее с детства, она занималась в Театре юных москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах. И все же сначала Гундарева не мыслила об актерской судьбе. После десятого класса пошла работать чертежницей в конструкторское бюро, готовилась поступать в Московский инженерно-строительный институт. И вдруг — неожиданный поворот! Наталья подает документы в Щукинское училище и с первого раза поступает на курс к изумительному педагогу Юрию Катину-Ярцеву. Окончив училище в 1971 году, она поступает в Театр имени Маяковского, где и прослужит всю жизнь. Заядлые театралы-старожилы, конечно, помнят ее блистательные роли в спектаклях «Банкрот» (Липочка), «Бег» (Люська), «Леди Макбет Мценского уезда» (Катерина Измайлова) и многих других. Как вспоминала коллега Гундаревой Светлана Немоляева: «Наташа была очень ответственной. Нам еще поэтому было легко общаться: я тоже убеждена, что без ответственности в театре невозможно. Наташа всегда приходила в театр рано, очень серьезно готовилась к спектаклю, спускалась на сцену раньше других актеров и, стоя за кулисами, слушала шум зала». Да, неслучайно актерскую работу в театре называют именно служением, принято говорить не «она работала в театре», а «она служила в театре». Только при таком, трепетном, настоящем, отношении к своей профессии можно сделать что-то стоящее, поистине великое.

Впрочем, и в кино Наталья Гундарева тоже служила, в ее фильмографии нет ни одной случайной, проходной роли, она творила образы своих героинь, создавая на экране галерею всевозможных женских судеб. Недаром однокурсник Натальи Георгиевны по училищу Константин Райкин назвал ее «воплощением Настоящей Женщины в нашем искусстве». Киноженщинами Натальи Гундаревой можно восхищаться, их можно боготворить, вызывают они и смех, и недоумение, и жалость, и симпатию — в общем, все чувства, кроме равнодушия. Как изумительно она сыграла несчастную, по сути дела, Аню Доброхотову в «Сладкой женщине». Именно за эту роль ее назвали лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран» в 1977 году. Гундаревой удалось создать живой, настоящий образ женщины, неистово жаждущей любви, но абсолютно не понимающей на самом деле, что это такое, просто не доросшей духовно до понимания и ощущения этого чувства, пытающейся подстроить его под свой манер, а скорее даже просто подстроиться под мужчин. И если на протяжении всего фильма героиня большой симпатии не вызывает, то к финалу все становится на свои места — и возникает огромная жалость к этому потерянному существу. В «Сладкой женщине» актриса действительно сыграла судьбу. Так же как и в прекрасной мелодраме «Одиноким предоставляется общежитие». И здесь она совсем другая — добрая, светлая, открытая Вера Голубева, бескорыстная сваха, устраивающая личную жизнь своим подругам.

Наталья Гундарева могла блеснуть и в эпизоде. Как, например, в картине «О бедном гусаре замолвите слово», где она сыграла модистку Жужу, родную для всех гусаров. Или в «Небесах обетованных» в роли Люськи, которая не моргнув глазом может выгнать на улицу маму своего сожителя.
Наталья Георгиевна Гундарева рано ушла из жизни, ей было всего 56 лет. Похоронена актриса в Москве на Троекуровском кладбище.

 

Подготовлено по информации из открытых источников

Написать комментарий: "«…Она просто любимая артистка»"