130 лет — Государственной Третьяковской галереи в Москве.

Третьяковская галерея является крупнейшим художественно-историческим музеем, посвящённым изобразительному искусству в России. Галерея поражает своим размером – в ней насчитывается более 100000 различных экспонатов. Так она названа по имени основателя Павла Михайловича Третьякова. Перед теми, кто проходит по залам галереи, открываются страницы жизни нашего народа, история нашей Родины, её природы, образы замечательных людей прошлого и настоящего. Здесь собраны картины лучших художников: В. Васнецова, А. Венецианова, И. Репина, В. Сурикова, В. Перова, А. Саврасова и других.

 

Приглашаем в Третьяковку

 

Все лучшие картины художника Венецианова рассказывали о жизни крестьян. Художник любовно писал сарафаны, лапти, серпы, грабли. Он писал, как крестьяне убирают хлеб. Его картины «На пашне», «На жатве. Лето» похожи одна на другую.

 

         

Весна. После зимнего отдыха проснулись поля. Земля напиталась влагой. На деревьях зеленеет молодая листва. По весеннему прохладному небу плывут лёгкие облачка. Крестьянка вышла боронить. Она ведёт двух золотистых лошадей. У края поля играет её ребёнок. На женщине нарядный сарафан – такой не надевают, когда идут в поле. И ступает она по вспаханной земле красиво и легко. Освещённая солнцем крестьянка в праздничном наряде сама похожа на радостно шагающую по земле весну….

Глядя на хлебное поле, крестьяне видят, как движется время. Только недавно, кажется, пахали они эту землю, боронили, бросали в неё семена – и вот отзеленели хлеба, колосья налились, пожелтели, настала пора жатвы. Лето. Крестьяне жнут серпами хлеб, вяжут его в стопы. Одна отошла ненадолго в сторону – покормить ребёнка. С помоста, где она устроилась, поле видно далеко. Под синим небом золотится рожь. Крестьянка смотрит, как работают её подруги. Острый серп лежит рядом. Сейчас возьмёт его и снова поспешит в поле. Каждая минута дорога.

Картины Васнецова передают его восхищение сельской природой, людьми, которые живут рядом, их умением работать.

Слышим имя «Шишкин» — и тотчас перед глазами лесная чаща, утренний туман, могучие стволы и разлапистые ветви сосен, сломанное бурей старое дерево, медведица с медвежатами.

«Утро в сосновым бору».

Картины Шишкина часто встречают зрителя солнечной опушкой, убегающим в глубь леса прозрачным ручьём, исхоженной дорогой или полевой тропинкой. Далеко-далеко золотится густая рожь. Ветер легко колышет налитые колосья. Исчезает во ржи извилистая тропинка.

Мы смотрим на шишкинскую «Рожь» и думаем о бескрайних, привольных просторах родной земли, о её богатстве и щедрости. И. конечно же, сам Шишкин думал не о том лишь, чтобы верно изобразить колосья и сосны. Недаром он пометил для себя: «Раздолье. Простор. Угодье, Рожь…Русское богатство.

«Грачи прилетели!»

Весенний голубоватый, в серых пятнах снег. Прозрачные студёные озерки. Холодный ветер туманит воду. Вокруг кривых берёзовых стволов тёмные проталины. Концы корявых ветвей порозовели, свежие побеги жадно тянутся вверх. Облака в небе размыты блёклой голубизной. Неяркий солнечный луч выбился из-за облака, позолотил сугроб у забора, тронул розовой краской заиндевевший камень старинный колокольни. Обживая гнёзда, хлопочут на деревьях чёрные птицы. Грачи прилетели! Около картины А. Саврасова «Грачи прилетели!» людям казалось, что только теперь они по-настоящему увидели русскую природу. Люди заново узнавали простое и знакомое, потому что художник пробуждал в них любовь к этому простому и знакомому – к родной природе, к родной земле. Саврасов любил скромную русскую природу и не только глазами схватывал, но всей душой чувствовал всякую, едва заметную перемену в ней.
Сказки, былины, песни. Могучие богатыри и сиротинка Алёнушка. Иван-царевич на ковре-самолёте и Баба-Яга в ступе. И художник, который жил среди сказок в бревенчатом тереме. «В сказках и песнях жила мечта народа о счастье»,- писал В. Васнецов. Он написал большую картину «Ковёр-самолёт».

Высоко в небо поднялся Иванушка на волшебном ковре. Летит над морями, над лесами. Далеко ему видно вокруг. «Без ковра-самолёта жить не стоит, — сказал Горький, глядя на картину. Он горизонты открывает, заставляет восторженно биться сердце».

Разные сказки рассказывал Виктор Васнецов. Наверно, самая добрая и самая грустная его сказка – про Алёнушку. В лесной глуши спряталось студёное озеро. Стеной стоят вокруг тёмные ели, тонкие осины роняют в воду жёлтые листья. На камне над чёрной водой горюет сирота Алёнушка. Не с кем Алёнушке слова сказать, некому выплакать. Один глубокий омут слышит её горькие жалобы. Да лес вокруг грустит вместе с ней – деревья сохнут, трава блёкнет, цветы вянут.

В сказке злые люди утопили Алёнушку, а братца её Иванушку превратили в козлёнка. Васнецов рассказал сказку по-своему. Он не старался передать в точности историю про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Он вспомнил все сказки про детей-сирот, бедных, несчастных, обиженных и всегда добрых. Народ рассказывал о них с любовью. И Васнецов передал эту любовь в картине «Алёнушка».

И снова —  пейзажи. Стога на лугу. Осенняя роща. Исхоженная дорога, Серое озеро и синяя река. Но сколько чувств в этих простых картинах! Их написал Левитан.

В каждом уголке природы Левитан умел найти что-то заветное, сокровенное. Он говорил ученикам, что мало хорошо написать землю, небо, воду, — надо передать в пейзаже чувство, которое объединит, свяжет в одно целое землю, воду, небо. Поэтому пейзажи Левитана невозможно описать словами.

«Золотая осень».

Белые стволы и пылающая листва берёз, прозрачная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. И воздух, который сам врывается в грудь и от которого, как от ключевой воды, поламывает зубы. И бодрость, которой заряжает нас этот погожий осенней денёк. И праздник золота и синевы. И грусть от того, что кончится праздник, а за ним – увяданье, чёрно-белый зимний сон. И радостная уверенность, что потом, впереди. Снова зелень и голубизна, потому что природа вечно живёт и всегда прекрасна. А на холсте – деревья, трава, река, небо.

 

С картинами других известных художников, помещённых в Третьяковской галерее, вы можете познакомиться из книг нашей библиотеки:

В. Порудинский Первая Третьяковка

О.Туберовская В гостях у картин

Е. Усачёв Прогулки по Третьяковской галерее

 

Написать комментарий: "130 лет — Государственной Третьяковской галереи в Москве."