Старейшина песенного жанра

К 110-летию со дня рождения советского композитора Т.Н.Хренникова (1913-2007)

                                                            

 

Тихон Николаевич Хренников родился 10 июня 1913 года в городе Ельце Орловской области. В его семье играли на фортепиано, гитаре и мандолине. Зимой 1928 юный музыкант прибыл в Москву и показал свои сочинения М.Ф.Гнесину. Маэстро тепло отнесся к мальчику и написал рекомендательное письмо в МузГИз, по которому Тихону выдали огромное количество нотной литературы. С этим богатством он вернулся в Елец заканчивать школу. Через год Хренников стал студентом Техникума Гнесиных, занимался по двум специальностям: в классе рояля и в классе композиции. После окончания техникума он был принят на второй курс консерватории, а к моменту перехода на 3-й завершил свой фортепианный концерт и исполнил его на экзамене. В 1933 году молодого композитора пригласили работать в Московский детский театр, которым руководила Н.И.Сац. Знакомство с ней переросло в сотрудничество на долгие годы. По заказу В.И.Немировича-Данченко Хренников написал оперу «В бурю» по роману Н.Е.Вирты «Одиночество». Огромным успехом пользовалась постановка Театра имени Е.Вахтангова по пьесе В.Шекспира «Много шума из ничего» с музыкой Хренникова (1936). Ею восторгался немецкий писатель Л.Фейхтвангер, описавший свои впечатления о спектакле в книге «Москва, 1937 год».

Вскоре по просьбе кинорежиссера Ивана Пырьева композитор пишет музыку к комедии «Свинарка и пастух». Зрители полюбили этот фильм, как и звучащие в нем песни. В годы Великой Отечественной  Хренников создает песни, посвященные войне: «Все за Родину», «Есть на свете хороший городок», «Прощание», «Марш артиллеристов» из картины «В шесть часов вечера после войны» (1944) исполнялся ансамблем имени А.В.Александрова и стал очень популярен. В 1941 Тихон Николаевич познакомился с руководителем Театра Красной армии А.Д.Поповым, который предложил ему заведовать музыкальной частью, а также написать музыку к пьесе «Давным-давно» А.К.Гладкова. Мелодии, созданные Хренниковым к спектаклю, а затем и к фильму «Гусарская баллада» (1962), знают зрители многих поколений.

В 1957 году в Большом театре состоялась премьера оперы Хренникова «Мать» по роману А.М.Горького. Позже она была поставлена в Кировском театре в Ленинграде и в Горьковском театре оперы и балета. В 1959 композитор завершил работу над Первым скрипичным концертом, а в 1964 – над виолончельным, исполненным М.В.Растроповичем в Большом зале Московской консерватории. Позже Растропович исполнял его в Карнеги-холле (США) и прислал оттуда телеграмму с сообщением о большом успехе.

Композитор успешно работал в разных жанрах: им написаны оперетты «Сто чертей и одна девушка» (1963) и «Белая ночь» (1967), балет «Любовью за любовь» (1976), поставленный на сцене Большого театра, комическая опера «Золотой теленок» (по И.А.Ильфу и Е.П.Петрову). За свои произведения Хренников удостоен звания народного артиста СССР (1963) и Государственной премии СССР (1941, 1946, 1962, 1967, 1974).

Более четырех десятилетий Тихон Николаевич был первым секретарем Союза композиторов СССР. Наряду с общественной деятельностью много лет преподавал в Московской консерватории. Судьба подарила ему яркую, долгую творческую жизнь. Его музыка никогда не теряла духа молодости, оптимизма, всегда лучилась доброй улыбкой.

 

Подготовлено по информации из открытых источников.

Написать комментарий: "Старейшина песенного жанра"