Год педагога и наставника. Святость учительства: Сергей Александрович Рачинский (1833-1902 гг.)

«Вопрос о народном обучении есть вопрос о будущем целой России, вопрос гораздо более важный, чем вопросы о финансах, судопроизводстве, полиции и вообще о государственных учреждениях. Если последует в народе нравственное разложение, тогда самые превосходные учреждения не удержат государство от гибели». Сегодня эти слова русского педагога и учёного Сергея Александровича Рачинского актуальны, как никогда. Что может противопоставить Россия нахлынувшей волне эгоизма и распущенности? Только свою собственную национальную школу – живую и добрую.


Земная жизнь Сергея Рачинского началась и закончилась в одном и том же месте – селе Татево Смоленской губернии, в один и тот же день – 2 мая. Кажется, он никуда и не уезжал из родного дома и тихо жил в нём – от Пасхи до Пасхи. Между тем, наградив Рачинского многочисленными талантами, Господь отвёл ему 69 лет удивительной жизни, полной резких поворотов и поразительных встреч.
В 15 лет Рачинский – студент Московского университета (сначала — медицинский факультет, а затем естественное отделение физмата), а в 24 года – уже доктор ботаники, профессор и надворный советник. Он основал собственную кафедру физиологии растений, перевёл на русский «Происхождение видов» Ч. Дарвина и накрепко привил своим студентам любовь к садоводству и цветоводству.
С лёгкой руки Рачинского-переводчика европейцы узнали сказку С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» и переложили её на свой лад, превратив в «Красавицу и чудовище». Рачинский-поэт создавал прекрасные романтические поэмы и возвышенные духовные гимны, а его весёлые песни распевали бесшабашные немецкие студенты.
Представители древнего рода Рачинских всегда отличались блестящей образованностью. Сергей Рачинский был правнуком екатерининского вельможи, генерала-фельдмаршала Григория Потёмкина, о котором писали, что он «веселится среди опасностей и скучает среди удовольствий». Так однажды, заскучав на столичных балах, молодой Потёмкин удалился в поместье Татево и начал жадно поглощать книги из фамильной библиотеки. Мог не спать по трое суток, читая. За эти полгода, проведённые в сельской глуши, «он обрёл универсальность познаний, и вернулся в Москву бодрым и оживлённым».
С тех пор Рачинские продолжали бережно и кропотливо собирать семейный архив и обогащать книжное собрание. В середине XIX века Сергей Александрович вместе с сестрой Варварой издал уникальный «Татевский сборник», в который вошли письма, стихи, рисунки Е. Баратынского, В. Жуковского, П. Вяземского и других звёзд пушкинской плеяды.
Братья Рачинские были не просто людьми высокообразованными, они отличались внутренним благородством и, по словам современников, «феноменальной сердечной отзывчивостью». Старший Владимир Александрович – известный художник, активно помогал вдовам и сиротам Крымской войны, а также нуждающимся крестьянам родного Бельского уезда, которые за честность и неподкупность избрали его мировым судьёй. Другой брат – блестящий флотский офицер Александр Александрович, выйдя в отставку, стал уездным предводителем дворянства и почётным мировым судьёй на Тамбовщине. Младшие – Сергей и Константин, будучи адъюнктами Московского университета, организовали благотворительный фонд, и каждый год на свои деньги отправляли учиться за границу одарённых студентов. Сергей Александрович был постоянным членом попечительского комитета о бедных студентах и неоднократно избирался судёй университетского суда.
В 1867 году в университете начались либеральные реформы, и был смещён со своего поста один из деканов-славянофилов, много потрудившийся на ниве просвещения (речь идёт о профессоре права В.Н. Лешкове, декане юридического факультета. Дело о его смещении с поста декана вызвало широкий общественный резонанс). Махинации с этими выборами вызвали бурю протеста со стороны консервативной профессуры, и несколько уважаемых учёных покинули университет. В их числе – Сергей Александрович Рачинский. Его уход стал настоящей катастрофой – и для кафедры, и для него самого. Какое-то время Рачинский ещё оставался в Москве, утешаясь музицированием и философскими беседами на званых вечерах в собственном литературном салоне. Посещал заседания русского географического общества и физической обсерватории, членом которых являлся, писал рецензии на книги и театральные постановки. Он каждое лето проводил в родном Татеве, а в 1872 году решил остаться здесь навсегда. Для многодетных односельчан господа Рачинские построили несколько добротных деревянных и каменных домов, но, главное, открыли школу для крестьянских детей. Первоначально это была самая обыкновенная сельская школа, где учили начальной грамоте, счёту и письму. И вот однажды, записал С.А. Рачинский, «со мной случилась вещь, от которой я не могу опомниться. Запрошлою осенью сестра, занимавшаяся школою, оставила Татево, и мне вздумалось помочь учителю в преподавании арифметики, Теперь у меня в Татеве шестьдесят учеников при четырёх учителях. В окрестностях возникли ещё две школы, и я буквально с утра до вечера учу и учусь». Так всемирно известный профессор стал скромным сельским учителем.
Смышлёные и шустрые крестьянские дети как-то сразу взбодрили Рачинского. Он вдруг осознал, что именно к этому поприщу Господь готовил его много лет.
Как философ, С.А. Рачинский понимал, что «в душе русского народа дремлют богатые нетронутые духовные силы и пламенная вера в Бога и святую Церковь». Как реалист, ясно видел, что «русский человек – человек полярных нравственных ориентиров. Он может внезапно и быстро обратиться от грязи и зла – к добру и правде» — вот в чём дело. «В деревенской глуши мы окружены людьми тёмными и бедными, которым мы обязаны помогать, которых мы призваны просвещать».
Жизнь по правде Божией делает человека честным и сильным, а грех – лживым и слабым. Поэтому первейшая задача школы – воспитать настоящих, деятельных христиан. Особое значение Рачинский придавал изучению церковнославянского языка: церковнославянский язык, родившийся в чистой христианской купели, велик не только возвышенным строем, но и возвышенным духом. Если человек научится читать на церковнославянском, то ему будут понятны и Данте. И Шекспир.
Рачинский организовал школьный хор, поражаясь музыкальности крестьянских детей, их тяге к древним церковным распевам. Самым интересным уроком Сергея Александровича был устный счёт. Дети не сидели за партами, а теснились вокруг Рачинского. Из воспоминаний1 родственницы С.А. Рачинского Ксении Николаевны Боратынской. Это был настоящий «муравейник», который Рачинский так любил.
Он был для детей не просто учителем, а опекуном и благодетелем. В школе собралось много сирот и бездомников, которые ласки родительской не помнили и досыта никогда не едали. Только здесь они узнали, что такое – сердечное тепло и искренняя забота. Не имея собственной семьи, Рачинский расцвёл, ощущая себя настоящим многодетным отцом счастливого семейства. А обожавшие его дети дружно решили, что даже название их села Татево происходит от ласкового крестьянского «тятя», что значит «отец».
Рачинский был уверен, что школьный учитель должен быть совершенно доступен в повседневной жизни, поэтому переселился из барского дома в школьное общежитие, и на протяжении двадцати лет спал на нарах. К нему всегда можно было подойти с вопросом или спросить совета. Вместе с учителями и учениками он работал на земле, содержал огромный огород, сад с редкими видами растений, роскошную оранжерею, ферму, птичник и пасеку. Являясь фактически руководителем школы, Рачинский взял на себя самую грязную работу: вычищать школьный двор от конского навоза.
Он вложил в народное образование все свои немалые личные средства, а «сам вёл жизнь почти аскетическую, чем даже расстраивал своё здоровье».
«Когда силы его покидали, он уезжал на неделю-другую в столицу, к своему давнишнему, ещё с московского профессорства, другу – К.П. Победоносцову, чтобы подышать той атмосферой, которая с юности была ему дорога и необходима».
Сергея Александровича Рачинского называли «учителем века», «одной из самых светлых и безупречных личностей нашего времени». Но, пожалуй, точнее всего о таких, как он, учителях-подвижниках высказался архиепископ Иоанн (Шаховский): «Явное учительство есть мученичество, ибо надо преодолевать терние собственного сердца и шипы диавола и всего мира».

 

Публикации подготовлена по материалам журнала «Славянка» №5-6, 2020 год.

Написать комментарий: "Год педагога и наставника. Святость учительства: Сергей Александрович Рачинский (1833-1902 гг.)"