Классик отечественного театра

Александр Николаевич Островский – выдающийся русский драматург 19-го века, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Родился 12 апреля 1823г. в Москве в семье чиновника-юриста и домохозяйки. Детство и юность провел в Замоскворечье – особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом. По окончании 1-й Московской гимназии (1840) поступил на юридический факультет Московского университета, где проучился три года. Первые литературные опыты: очерк «Записки замоскворецкого жителя» и пьеса «Картина семейного счастья» были опубликованы в газете «Московский городской листок» в 1847. В 1849г. А. Островский написал комедию «Свои люди – сочтемся», которую напечатал журнал «Московитянин» в 1850. Но Николай I запретил постановку пьесы на сцене (впервые поставлена в 1861), а автор был отдан под надзор полиции. После увольнения со службы в 1851, драматург нашел работу в журнале «Московитянин». Вскоре он написал для этого издания пьесы «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста». В своих литературных дебютах придерживался направления, которое сам определил как обличительное, «нравственно-общественное». В 1852г. Островский сочинил пьесу «Не в свои сани – не садись» о попытке отставного кавалериста нажиться с помощью выгодного брака. Это первое произведение драматурга, которое поставили на сцене. Писатель отдал текст Малому театру бесплатно. Во время репетиций Островский подружился с актером Провом Садовским. Именно ему в 1853 драматург посвятил новую пьесу «Бедность – не порок». По сюжету купец Торцов хотел выдать дочь за богача, но случайно благословил ее брак с бедным возлюбленным. Премьера прошла в январе 1854г. В этих пьесах звучали мотивы идеализации русской патриархальности, обычаев старины, велись поиски положительного содержания народной жизни, были созданы самобытные характеры. Начиная с 1853г. почти каждый сезон в течение трех десятилетий в московском Малом и петербургском Александринском театрах был отмечен постановкой его новой пьесы. С 1856г. Островский – постоянный сотрудник журнала «Современник». В его творчестве усиливается социальная критика, острее становится драматизм конфликтов. В комедии «В чужом пиру похмелье» (1855) впервые произнесено слово «самодур», закрепившееся за целой галереей персонажей писателя. Комедия «Доходное место» (1856) бичевала взяточничество чиновников, ставшее нормой жизни. Пьеса «Воспитанница» (1858) – протест против угнетения личности. В 1859г. при содействии графа Г. Кушелева-Безбородко напечатали первое собрание сочинений А. Островского в двух томах. Достижения этой поры увенчала драма «Гроза» (1859), в которой затхлая атмосфера провинциального городка, с его грубостью, ханжеством, властью богатых, противопоставляется миру природы. Гроза – это символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагической любви, и в то же время – воплощение бремени страха, под игом которого живут люди. В статье «Луч света в темном царстве» (1860) Н. Добролюбов расценил гордую силу, внутреннюю решимость героини «Грозы» как знак глубокого протеста, зреющего в стране. В 1863г. за пьесу «Гроза» писателя наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории. В 1860-е Островский продолжает писать бытовые комедии и драмы («Тяжелые дни», 1863; «Шутники», 1864; «Пучина», 1865), создает цикл исторических пьес («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», 1861; «Воевода», 1864; «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», 1866; «Тушино», 1866). В 1865г. А. Островский вместе с пианистом Н. Рубинштейном и писателем В. Одоевским создал в Москве Артистический кружок – общественную организацию для деятелей искусства. Ее члены устраивали публичные концерты и литературные вечера, открыли библиотеку и частный публичный театр. В 1867 Островский написал либретто к опере «Гроза» композитора В. Кашперова, одного из членов кружка. С конца 1860-х в его драматургии появляются темы и образы новой пореформенной России: сатирические комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875). В 1873г. по просьбе комиссии управления императорскими московскими театрами Островский написал сказку «Снегурочка». Музыку к произведению заказали молодому композитору П. Чайковскому. В последние годы писатель создал значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти («Бесприданница», 1878; «Последняя жертва», 1878; «Таланты и поклонники», 1882). Параллельно Островский занимался общественной работой. Он был председателем «Общества драматических русских писателей» и автором его устава. Кружок помогал литераторам защищать свои права и требовать наказания для театров, которые поставили пьесы без разрешения драматургов. Островский знал семь языков: французский, английский, немецкий, испанский, итальянский, древнегреческий и латынь. Переводил итальянские произведения: это были «Великий банкир» И. Франки, «Заблудшие овцы» Т. Чакони, «Кофейня» К.Гольдини. В 1883 написал пьесу «Без вины виноватые». Премьера прошла в 1884г. в Александринском театре. В этом же году Александр III определил драматурга заведующим репертуарной частью московских театров: Островский подбирал пьесы к постановкам и занимался с актерами. Однако проработал там литератор недолго. В 1886 году А. Островский скончался от болезни сердца в имении Щелыково. Писателя похоронили рядом с отцом на церковном кладбище в селе Николо-Бережки Костромской губернии.
С 8.04. на АВ будет открыта книжная выставка «Классик отечественного тетра», посвященная творчеству А. Н. Островского. На ней вы можете познакомиться со следующими книгами писателя:
Островский А. Н. Сочинения. В 3-х т. — 1987
Островский А. Н. Снегурочка: весенняя сказка. — 2011
Островский А. Н. Бешеные деньги. – 2007
Островский А. Н. Гроза. Бесприданница. – 2022
Островский А. Н. Избранные пьесы. — 1982

 

Написать комментарий: "Классик отечественного театра"