Народная песня – душа народа

Как затянет, как зальётся

Песней русскою народ,

И откуда что берётся,

Прямо к сердцу так и льнёт…

«Что за песни!»

Наша Россия-матушка поистине богата талантами. В её неисчерпаемой сокровищнице – устном народном поэтическом творчестве – пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, былины и потешки, частушки и народные песни…

Бесконечен и разнообразен мир народной песни. Глубокие, даже глубинные корни имеет она. Появившись с незапамятных времен, песня не устаревает и в наши дни. Проникая в самые отдаленные уголки человеческой души, становится она нетленной вечной ценностью. Слушаешь хороводные и бытовые, обрядовые и плясовые народные песни и понимаешь, сколько в них светлого и сильного чувства, тепла и нежности, бережной ласки, преклонения – всего того, что так трудно, да и невозможно передать даже самыми лучшими словами.

Чистота и красота народной песни, глубоко самобытный тип одноголосого и многоголосого пения, отчетливость и строгость ритма, свободная и текучая бытовая речевая интонация, простота и ясность напева – все это делает народную песню задушевной, близкой и понятной сердцу каждого русского человека. В нее вложен такой «жизненный» материал, что слышим мы или подсознательно улавливаем то радостный возглас, то печальный вздох, то безграничную любовь, то невидимые слезы, искрометный юмор, крик боли, заразительный смех, рыданье. Каждая песня дарит нам что-то сокровенное, непередаваемое никакими другими средствами. Именно в песне мы слышим интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца, нашей души.

 

«Ах, вы, сени, мои сени» — русская народная плясовая песня, в которой рассказывается история девушки, которая любит молодого пивовара Ваню, но её строгий отец запрещает им видеться.

Древнерусские образы

Сени во времена Древней Руси в богатом доме были в виде парадной террасы, расположенной на втором этаже. Обычно сени поддерживались столбами и снабжались красивыми деревянными решётками. Именно о таких сенях поётся в песне. Именно с высокого места выпускает молодая женщина сокола, чтобы тот летел на родимую сторонку

Не случайно сени «кленовые решётчатые», ведь резные изделия из клёна очень прочны и передают тончайшие движения резца. В фольклоре на бочках использовались обручи также из клёна именно из-за его прочности.

Пиво — один из древнейших напитков, известный вместе с мёдом, квасом и вином. В деревнях пиво варилось для братчины перед большими сельскими праздниками — чаще это были Рождество или Никола Зимний, Масленица, Пасха или престольный праздник. Обычно пиво изготавливалось из ржаного и овсяного солода, а также хмеля. Хороший пивовар на праздниках всегда пользовался уважением.

Впервые песня «Ах, вы сени, мои сени» была опубликована в 1790 году фольклористом и учителем клавикорда И. Прачем и поэтом и переводчиком Н. Львовым. После публикации нот песню стали  напевать во всех слоях общества.

В записной тетради 1880-1881 годов Ф.М. Достоевский отмечает высокое художественное достоинство этой песни.

В первой трети XX века песня сократилась и стала восприниматься как чисто кадрильная, стала известна во многих районах, даже в Прибайкалье, Забайкалье, у белорусов… Она стала исполняться даже на свадьбах.

Сама мелодия проста, но способна к украшению, и по этой причине она часто является второй или третьей мелодией, которой учат начинающего ученика на балалайке. Её часто исполняют сольные певицы.

Песня стала известна во многих странах мира благодаря эпическому советскому фильму С. Бондарчука 1968 года «Война и мир» по роману Льва Толстого. Первая часть фильма включает в себя сцену с русскими солдатами, поющими эту песню во время прохода через австрийскую деревню.

 

 

Песня была использована также во французском фильме 2009 года «Коко Шанель и Игорь Стравинский».

 

«Ах, вы, сени мои, сени»

Ах, вы, сени мои, сени,

Сени новые мои,

Сени новые кленовые,

Решетчатые!

Как и мне по вам, по сеничкам,

Не хаживати,

Мне мила друга за рученьку

Не важивати!

Выходила молода

За новые ворота,

Выпускала сокола

Из правого рукава.

На полетике соколику

Наказывала:

«Ты лети, лети, соколик,

Высоко и далеко.

И высоко и далеко,

На родиму сторону.

На родимой на сторонке

Грозен батюшка живет.

Он грозен, сударь, грозен,

Он немилостивый:

Не пускает молоду

Поздно вечером одну.

Я не слушала отца,

Спотешала молодца.

Я за то его спотешу,

Что один сын у отца.

Что один сын у отца

Уродился в молодца.

Зовут Ванюшкою —

Пивоварушкою.

Пивовар пиво варил,

Зелено вино курил.

Вино зелено курил,

Красных девушек манил:

«Вы пожалуйте, девицы,

На поварню на мою!

На моей ли на поварне

Пиво пьяно на ходу.

На моей ли на поварне

Пиво пьяно на ходу,

Пиво пьяно на ходу

И на сладком на меду».

Ах, вы, сени мои, сени,

Сени новые мои,

Сени новые кленовые,

Решетчатые!

 

 

Написать комментарий: "Народная песня – душа народа"