Мир прекрасного. Живопись. Василий Суриков: Дар бесценный

К 175-летию со дня рождения русского художника

Василия Ивановича Сурикова

(1848-1916)

 

Василий Иванович Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске в казачьей семье.

Учился в петербургской Академии художеств (1869-1875). Уже в годы обучения, стремился преодолеть условность академического искусства, обращаясь к исторической живописи, вводя в свои композиции бытовые детали, добиваясь конкретной историчности в изображении архитектуры, убедительности свободной группировки фигур («Княжеский суд», 1874; «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы», 1875).

С 1877 года Суриков жил в Москве, систематически совершал поездки в Сибирь, был на Дону, на Волге, в Крыму, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Испанию. С 1881 года был членом Товарищества передвижных художественных выставок (Передвижники).

Суриков страстно любил русскую старину: обращаясь к сложным переломным эпохам в истории России, стремился в прошлом народа найти ответ на волнующие вопросы современности. «Он умел воскрешать прошлое со всей отчетливостью настоящей жизни, воссоздавая подлинную старину, словно был ее современником, ее очевидцем», – говорили о нем современники.

В 1880-е создал свои наиболее значительные произведения – монументальные исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова».

 

 

С глубиной и объективностью проницательного историка раскрыл в них трагические противоречия истории, логику ее движения, испытания, закалившие характер народа, борьбу исторических сил в петровское время, в эпоху раскола, в годы народных движений. Главным действующим лицом в его картинах выступает борющаяся, страдающая, торжествующая народная масса, бесконечно разнообразная, богатая яркими типами. Художник показывает бурлящие в народе бунтарские силы; его влекут к себе могучие характеры, раскрывающиеся в бурных событиях русской истории.

Народ – действительно главный герой картин художника. «Я не понимаю действия отдельных исторических лиц, — без народа, без толпы. Мне нужно вытащить их на улицу», – говорил Суриков.

С большим мастерством передавал облик площадей и улиц старой Москвы и заполняющие их толпы народа, с глубокой любовью изображал одежды и утварь, вышивки, роспись, резьбу.

 

В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, при которой общее движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события; добился удивительной гармонии полнозвучных чистых красок в пленэрной живописи.

 

В следующей своей большой картине – «Покорение Сибири Ермаком» Суриков поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения. Художник говорил, что композиция картины была им продумана и решена до того, как он ознакомился с летописным изображением события.

 

В «Ермаке» черты народных характеров Суриков возвел до степени эпического величия. Репин писал по поводу этой картины: «Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка».

 

Через несколько лет Суриков написал картину, посвященную легендарному «Переходу Суворова через Альпы» (1899).

 

Он трактует этот легендарный поход, прежде всего, как народный подвиг, воспевая мужество русских воинов.

 

Последней исторической картиной художника был «Степан Разин», задуманный им еще тогда, когда он работал над «Боярыней Морозовой», и законченный только в 1907 году. Над картиной Суриков продолжал работать даже тогда, когда она была выставлена на Передвижной выставке, – рано утром взбирался на лесенку и переписывал фигуру Разина.

 

Значительно искусство Сурикова-портретиста. Прежде всего – это прекрасные этюды к историческим полотнам и к картине «Взятие снежного городка». Глубоко раскрыты характеры в «Портрете доктора А.Д. Езерского (1911), «Портрете человека с больной рукой» (1913), в «Автопортретах»; удивительно красивы его женские образы в портретах Т.К. Доможиловой, А.И. Емельяновой и Н.Ф. Матвеевой.

 

Художник умер в Москве от склероза сердца 6 марта 1916 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

 

Литература в фонде библиотеки:

Алленов М. Василий Суриков (Картинная галерея), 1998

Мастера музыки, искусства и архитектуры, 2008

 

 

 

 

 

Написать комментарий: "Мир прекрасного. Живопись. Василий Суриков: Дар бесценный"