Талант мецената и попечителя

К 190-летию со дня рождения русского мецената

Павла Михайловича Третьякова

(1832-1898)

 

Павел Михайлович Третьяков родился 27 декабря 1832 года в Москве. Происходил из купеческого рода Третьяковых, выходцев из Малоярославца. Вместе с братом С.М. Третьяковым получил домашнее образование.

Молодой Павел Третьяков очень любил театр, музыку, библиотеки. Поездка в 1852 году в Петербург на всю жизнь оставила в нем неизгладимое впечатление. Он впервые побывал в Эрмитаже и просто влюбился в живопись. С этого времени Павел Третьяков и начал собирать произведения искусства. В первой половине 1850-х годов унаследовал дело отца, Михаила Третьякова, московского купца второй гильдии.

Совместно с другими предпринимателями, П.М. Третьяков в 1866 году выступил учредителем Московского купеческого банка, Московского торгово-промышленного общества (1874), некоторых других крупных фирм. Потомственный почетный гражданин, коммерции советник, почетный гражданин города Москвы, член московского отделения Совета торговли и мануфактур, выборный Московского биржевого общества.

П.М. Третьяков составил крупное состояние (более 4-х млн. руб.), заключавшееся в недвижимости, ценных бумагах, деньгах и векселях. Большую часть своих средств он направил на формирование специализированной художественной коллекции. В 1854 году купил 10 полотен старых голландских мастеров на «развалах» у Сухаревой башни в Москве.

«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие»,писал Третьяков.

В свое собрание он включал наиболее ценные и примечательные произведения искусства, в первую очередь – отечественных художников того времени, с 1870-х – главным образом членов товарищества передвижных художественных выставок (так называемых «передвижников»). Приобретения он делал в основном на выставках и непосредственно в мастерских художников. Иногда он покупал целые собрания картин, например в 1885 г. он купил 102 этюда В.Д. Поленова, которые тот выполнил во время путешествий по Турции, Египту, Сирии и Палестине. Наиболее полно в собрании Третьякова были представлены работы В.Г. Перова, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Левитана, В.А. Серова. Чтобы наглядно показать становление и развитие отечественной художественной школы, П.М. Третьяков начал приобретать картины мастеров 18 – первой половины 19 века и памятники древнерусской живописи, в частности иконопись. На рубеже 1880-х он стал коллекционировать и рисунки. В его собрании было и некоторое количество скульптур.

Павел Михайлович Третьяков был очень щедрым собирателем. Суммы, которые он платил за картины и собрания картин, порой превышали десятки тысяч рублей, что по тем временам было целым состоянием. А ведь в Москве были миллионеры, состояние которых намного превышало средства Третьякова, но они не сделали и сотой части тех затрат, которые вложил Третьяков на покупку картин.

Современники писали: «Мы знаем, что самые выдающиеся, самые лучшие произведения современной русской живописи… собраны и тщательно собираются одним П.М. Третьяковым. Это серьезное дело, и дело не одних денег, а труда, уменья и любви к искусству».

Сначала произведения, которые приобретал Павел Михайлович, размещались в комнатах его собственного дома в Лаврушинском переулке. Однако довольно скоро, уже к концу 1860-х, картин стало так много, что их невозможно было разместить в жилых помещениях особняка. Сам собой встал вопрос о постройке специального здания для картинной галереи. В начале 1874 собрание живописи было перенесено в новое двухэтажное строение, примыкавшее к особняку Третьякова и имевшее отдельный вход для посетителей. Это было первое здание Третьяковской галереи, состоявшее из двух просторных залов. Но растущее количество приобретений коллекционера привело к тому, что уже к концу 1880-х постоянно достраиваемое двухэтажное здание Галереи с трех сторон окружило особняк. Собранию Третьякова, уже занимавшему 14 залов, был придан статус музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого почти постоянно для любого посетителя без различия рода и звания.

В 1892 году Павел Михайлович пишет в Московскую городскую Думу заявление, в котором говорится: «…желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар Московской городской Думе всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями».

В этом же году он подарил Москве около 2 тысяч картин всех наиболее значительных русских художников. 15 августа 1893 года «первая национальная общедоступная галерея русского искусства» распахнула свои двери. Галерея разместилась в Лаврушинском переулке, в небольшом двухэтажном доме Третьяковых, к которому были сделаны пристройки, чтобы хранить сильно разросшуюся коллекцию.

«Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также к обществу (народу) в каком-нибудь полезном учреждении», писал Третьяков. С этого момента галерея стала общедоступной.

К 1895 году в Галерее, превратившейся в один из крупнейших отечественных художественных музеев, побывало свыше 30 тысяч посетителей – москвичей и гостей столицы. В начале он назывался Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых, а позднее – Государственная Третьяковская галерея.

 

Павел Михайлович Третьяков ушел из жизни 16 декабря 1898 года. Вскоре, уже в 1900 году, опустевший дом Третьяковых был перестроен и приспособлен для нужд Галереи, а в 1902-1904-х весь комплекс построек объединен общим фасадом в виде древнерусского терема, возведенным по проекту В.М. Васнецова и придавшим зданию Галереи узнаваемость благодаря архитектурному своеобразию, до сих пор выделяющему его среди достопримечательностей Москвы.

Значимость деятельности П.М.Третьякова еще при его жизни была высоко оценена современниками – художниками, критиками и историками искусства. «Без его помощи русская живопись никогда не вышла бы на открытый и свободный путь, так как он был единственный (или почти единственный), кто поддержал все, что было нового, свежего и дельного в русском художестве», – писал А. Бенуа.

И до сих пор все, что было приобретено и сохранено этим великим меценатом, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства. В ХХI столетии Галерея превратилась, как и мечтал ее основатель, в один из крупнейших музеев не только России, но и Европы.

 

Литература в фонде библиотеки:

1.100 великих музеев мира, 1999

2.Государственная Третьяковская галерея, т.6, 2011

3.Порудоминский В. Первая Третьяковка

Написать комментарий: "Талант мецената и попечителя"