Покров Божией Матери над Россией. Декабрь

Календарь праздников Иконы Божией Матери

Россия – Святая Русь – издревле именовалась «Домом Пресвятой Богородицы». Как свидетельствует вся русская история на протяжении столетий, это наименование имеет глубокий смысл.

Все важнейшие события жизни русского народа тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, которая в трудные моменты приходила ему на помощь, избавляя от нашествия врагов, от мора, голода и других бед. Воистину возлюбила Богородица Россию, и нигде в мире нет столько чудотворных икон Её, как на Руси. Своё незримое, но всегда реально ощутимое присутствие на русской земле, Матерь Божия являла через эти иконы, благоговейно чтившиеся русским народом как видимые знаки Её покровительства. По вере народа, от икон этих источались бесчисленные чудеса, а в годы бедствий, угрожавших самому бытию русского народа, по усердной молитве перед этими иконами Пресвятая Богородица спасала русскую землю от страшного разорения, а народ – от погибели…

 

***

Декабрь

2 декабря – Иконы Божией Матери

«В скорбех и печалех Утешение (1863)

Обстоятельства первоначального происхождения этого образа неизвестны, но письмо иконы свидетельствует о том, что она очень древняя. Была келейной святыней основателя русского Андреевского скита на Афоне, иеросхимонаха Виссариона. Когда 11 октября 1849 года последовало открытие этого скита на Афоне, Виссарион дал свою икону в благословение братии.

Прославление этого образа совершилось в России, в Вятской губернии, в 1863 году, когда прибыл туда с Афона иеромонах Паисий с иконой для сбора пожертвований. Образ, богато украшенный сребропозлащённой ризой с бриллиантовым венцом на голове Божией Матери, был поставлен в женском Христорождественском монастыре, в храме Рождества Христова, где совершились чудесные исцеления немых, паралитиков, страдающих от головных болей, слабости, ожогов, бешенства.

Впоследствии этот образ был перевезён в Санкт-Петербург, где находился в Благовещенском храме при подворье Старо-Афонского Андреевского скита на Песках, на углу Пятой и Дегтярной улиц. Икона устроена в виде створчатого складня. Кроме Пречистой Богоматери на ней изображены святые – Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, Антоний Великий, Евфимий, Онуфрий, Савва Освященный, Спиридон Тримифунтский и Николай Чудотворец.

 

10 декабря – Иконы Божией Матери «Знамение» (1170)

Икона прославилась в XII веке, в Новгороде, когда владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и другими (всего более 70 князей) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года Новгород был осаждён. Новгородцы, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу. По преданию, святитель Иоанн, архиепископ новгородский, услышал в алтаре Софийского собора голос, повелевший ему взять из церкви Спаса Господа Иисуса Христа на Ильиной улице икону Пресвятой Богородицы и вознести её на городские стены. Икону, после слёзных молений перед ней, вынесли на стену и поставили близ того места, где ожидался приступ неприятеля. Одна из стрел Суздальцев уязвила святой образ, при этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу и оросил своими слезами фелонь архипастыря. Этим чудотворный образ Божией Матери подал осаждённым знак (знамение) того, что Царица Небесная молится перед Сыном Своим об избавлении города. Увидев это, нападавшие смешались, и новгородцы их разбили.

В 1357 году икону перенесли из деревянной церкви Спаса в каменную церковь Знамения на той же Ильинской улице. В 1566 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед иконой. В 1611 году из церкви Знамения были выброшены шведы, пытавшиеся её ограбить. Изображение на иконе «Знамение» происходит от древнего константинопольского типа Марии Влахернитиссы, восходящего в свою очередь, к римским изображениям Богоматери, датируемым IV веком. В Византии икона Богоматери с молитвенно поднятыми руками и Младенцем, явленным на Её лоне или сидящим на коленях, называлась Оранта или Великая Панагия. В Древней Руси такое изображение называлось иногда Богородица Воплощение. Новгородская икона – двухсторонняя, на обороте изображены, апостол Пётр и мученица Наталия.

 

— иконы Божией Матери «Знамение Курской-Коренной» (1295)

Курская икона Божией Матери «Знамение» — одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. По преданию, явилась в XIII столетии во время татарского нашествия одному охотнику лежащей ликом вниз в корнях дерева на берегу реки Тускари, недалеко от разорённого Курска. На месте находки забил чистый и многоводный ключ. В сентябре 1295 года охотник построил там небольшую деревянную часовню для иконы. Её стали посещать жители Рыльска, и князь Василий Шемяка приказал принести икону в город.

В 1597 году по повелению царя Феодора Иоанновича икону доставили в Москву. Где её торжественно встретили. Царица Ирина Феодоровна украсила её богатой ризой, царь повелел облечь в серебряную позолоченную раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков со свитками по сторонам. Икону затем возвратили, а на месте часовни основали монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первым игуменом был рыльский священник Георгий в монашестве Евфимий. В том же году построили другую церковь во имя «Живоносного Источника». Монастырь стал называться Коренной пустынью в память явления иконы на корне дерева. При очередном нашествии крымских татар икону перенесли в город Курск, в Знаменский соборный храм, а в пустыни оставили точный список. Ей благоволили Борис Годунов и даже Самозванец, который перенёс её в свой лагерь в Путивле, а затем икона была перенесена в Москву в царские хоромы, где она была до 1615 года. В 1615 году по особому прошению жителей царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ в курский соборный храм. В 1618 году икону перенесли в собор Знаменского монастыря Курска.

В 1676 году икону «Знамение» Божией Матери приносили на Дон для благословления донских казачьих войск. В 1684 году от государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной иконы в серебряном позолоченном кладе, с повелением носить этот список в походах православных воинов. В 1812 году курское городское общество послало Кутузову список с чудотворной Курской иконы.

В марте 1898 года некие злоумышленники, желая подорвать народную веру, решили уничтожить икону. Во время всенощного бдения они подложили бомбу с часовым механизмом. Во втором часу ночи был сильный взрыв, но икона осталась целой.

 

— Царскосельской иконы Божией Матери

Царскосельская икона Божией Матери «Знамение» находилась в небольшой придворной Царскосельской Знаменской церкви. Первоначальная история образа неизвестна. По преданиям царскосельских жителей, икона раньше находилась в Москве, куда была привезена одним из православных восточных патриархов. По всей вероятности, это был св. Афанасий, патриарх константинопольский, долее других находившийся тогда в Москве.

При перенесении столицы из Москвы в Санкт — Петербург была перевезена и Знаменская икона, считавшаяся семейной святыней Романовых. Императрица Елизавета Петровна построила для неё в Царском Селе, около дворца, небольшую церковь, где икона была поставлена в иконостасе над царскими вратами, поверх изображения Тайной Вечери. Икона прославилась чудесными явлениями при пожаре во дворце в 1812 году и исцелениями в холеру 1831 и 1848 годов и другими. Икона была окружена золотым окладом, положенным Елизаветой Петровной, а в 1849 году покрыта драгоценной ризой со множеством бриллиантов, жемчуга, аметистов, сапфиров, изумрудов и опалов. Внизу, на золотой дощечке, надпись: «За спасение от эпидемии прими, милосердная Владычице, Покровительнице града Царского Села, сии перлы. Яко слёзы благодарности, орошающие Твою Пречистую рану, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас».

 

— Серафимо-Понетаевской иконы Божией Матери.

Серафимо-Понетаевская икона «Знамение» Божией Матери написана, по преданию, монахиней Серафимо-Понетаевской обители Клавдией Волошиной в 1879 году и через 6 лет после этого прославилась многочисленными чудесами, став главной святыней монастыря. Эта обитель получила своё название от имени преподобного Серафима Саровского. Основана она в 1862 году сестрой Серафимо-Дивеевского монастыря, находящегося неподалёку от Саровского монастыря, Гликерией и помещицей села Понетаева Елизаветой Копьевой, лично знавшей и глубоко уважавшей преподобного Серафима.

14 мая 1885 года в 9 часов вечера сестры монастыря заметили, что лик Пресвятой Богородицы на иконе сделался живым и светлым, а очи Её двигались. Чудесные изменения в лике Богоматери длились около четверти часа, а затем снова повторялись в 12 часов ночи. Со следующего дня начались чудесные исцеления болезней зрения, паралича рук и ног, нервного расслабления, ломоты и других.

Подлинность чудесных исцелений была подтверждена благочинным протоиереем Арзамасского собора о. Иоанном Старгородским, исследовавшим их по поручению преосвященного Макария, епископа нижегородского, и затем проверены архимандритом Высокогорской пустыни Алипием по поручению консистории (орган церковного управления при епархиальном архиерее).

Св. Синод указом 5 октября 1885 года признал чудотворность этой иконы и установил празднование иконе 27 ноября (10 декабря), как и другим иконам «Знамение». Преосвященным епископом нижегородским Модестом (скончался в сане архиепископа волынского) она была поставлена в храме Живоносного Источника, за правым клиросом.

Икона написана на холсте и отличается прекрасной живописной работой. Пресвятая Дева изображена с воздетыми руками, а Младенец, окружённый сиянием, покоится на Её лоне.

 

— Абалацкой иконы Божией Матери (1636)

По свидетельству священника А. Сулоцкого в книге «Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою» (М., 1854), эта икона написана по видению о сне Богоматери в образе «Знамение» со стоящими по сторонам Николаем Чудотворцем и преподобной Марией Египетской в 1636 году благочестивой вдове Марии из села Абалак. Село Абалак находится в 25 верстах от Тобольска, на высоком берегу Иртыша. В видении Марии Богоматерь приказала построить в Абалаке новый храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы, что в древнем Новгороде, с приделами святителя Николая и преподобной Марии Египетской. Такое видение случилось четырежды и сопровождалось чудесными явлениями. Со слов Марии протодьякон кафедрального тобольского Софийского собора Матфей в 1637 году написал икону «Знамение», получившую название Абалацкой. В её честь в 1691 году на Абалацком погосте был построен храм, а в 1783 году там возник Абалацкий Знаменский монастырь. В этом монастыре и хранился прославленный чудесными знамениями и исцелениями образ.

 

20 декабря – Селигерской (Владимирской) иконы Божией Матери

По преданию, икона принесена на озеро Селигер преподобным Нилом Столбенским. Избегая славы он пришёл из Псковской Крыпецкой обители в уединённое место на берегу реки Черемхи под Ржевом. Здесь ему был голос свыше: «Нил, иди на озеро Селигер, там, на острове Столбенском, ты можешь спастись». Св. отшельник пришёл на остров, в дремучем лесу соорудил хижину и часовню и стал там жить в уединении и молитвах. Однажды к острову пристали разбойники и, полагая, что старец скрывает в своей келье деньги, стали требовать их у него. Преподобный же сказал им: «Сокровище мое находится в углу келии, войдите туда и возьмите его».

В углу стояла икона Богородицы с Младенцем. Разбойники бросились туда и были ослеплены дивным светом от иконы. Со слезами они стали умолять Нила о прощении. Преподобный Нил помолился Богу, и разбойники прозрели. Преподав им наставление о душевном спасении, преподобный приказал никому не говорить о случившимся с ними. Только после кончины св. Нила раскаявшиеся разбойники рассказали о чудотворной Селигерской иконе Божией Матери.

Преподобный Нил никогда не ложился на постель или на землю для отдыха или сна, а только опирался на два врытые в землю костыля, служившие ему вместо стула или ложа. Приготовив себе гроб в пещере, ежедневно приходил сюда вспоминать о смерти и плакать. Скончался он в глубокой старости, в 1554 году, предсказав, что через 40 лет после его кончины на этом острове воздвигнется церковь и затем обитель. Обитель действительно была построена и названа Ниловою. Мощи св. старца в 1667 году были найдены нетленными. В день кончины преподобного Нила, 20 декабря, совершается празднование в честь Селигерской иконы.

 

22 декабря – иконы Божией Матери «Нечаянная радость»

На иконе Божией Матери «Нечаянная радость» изображен коленопреклоненный человек, перед иконой Богородицы. Икона написана по сказанию Димитрия Ростовского, вошедшему в книгу «Руно орошенное». В этом сказании говорится: «Один человек проводил греховную жизнь. Тем не менее, он благоговейно любил Божию Матерь и ежедневно неопустительно молился перед Её иконой, произнося слова Архангельского приветствия Богородице: «Радуйся, Благодатная!..».

Однажды он вдруг увидел, что изображение ожило, язвы Господа Иисуса открылись и кровоточат. В страхе он воскликнул: «О, Господи, кто это сделал? Пресвятая Богородица отвечала: «Ты и прочие грешники, которые грехами своими вновь распинают Сына Моего». Тогда только внутренним очам грешника открылись его беззакония, и он долго молил в слезах Пресвятую Богородицу и Спасителя о помиловании. Наконец, была дана ему нечаянная, неожиданная радость прощения и оставления грехов».

В книге Е. Поселянина «Богоматерь» об этой иконе говорится, что она «будит в каждом верующем утешительную веру в то, что нет греха, который, если он уврачеван покаянием, мог бы отвратить от нас Царицу Небесную и превысить милосердие Господа: «Что горсть песку, брошенная в великое море, то есть грехопадение всякой плоти в сравнении с Божиим Промыслом и Божией Милостью» (преп. Исаак Сирин)».

 

По материалам книги «Чудотворные иконы Богоматери» (195 чудотворных икон Божией Матери, упоминающиеся в месяцеслове Православного церковного календаря), 1993 г.

 

Написать комментарий: "Покров Божией Матери над Россией. Декабрь"