Календарь праздников Иконы Божией Матери
Россия – Святая Русь – издревле именовалась «Домом Пресвятой Богородицы». Как свидетельствует вся русская история на протяжении столетий, это наименование имеет глубокий смысл.
Все важнейшие события жизни русского народа тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, которая в трудные моменты приходила ему на помощь, избавляя от нашествия врагов, от мора, голода и других бед. Воистину возлюбила Богородица Россию, и нигде в мире нет столько чудотворных икон Её, как на Руси. Своё незримое, но всегда реально ощутимое присутствие на русской земле, Матерь Божия являла через эти иконы, благоговейно чтившиеся русским народом как видимые знаки Её покровительства. По вере народа, от икон этих источались бесчисленные чудеса, а в годы бедствий, угрожавших самому бытию русского народа, по усердной молитве перед этими иконами Пресвятая Богородица спасала русскую землю от страшного разорения, а народ – от погибели…
Октябрь
1 октября – иконы Божией Матери «Целительница».
Эта икона находилась в московском Алексеевском женском монастыре и прославилась чудесами в конце XVIII века, которые описаны в книге св. Димитрия Ростовского «Руно Орошенное», в том числе исцелением внезапно заболевшего благочестивого клирика. На этой иконе изображается Богоматерь, стоящая в полный рост, у постели больного. В левой руке Она держит скипетр, а правой – благословляет.
Известна другая икона с тем же названием, находившаяся в Карталинии в Цилканском монастыре и написанная в IV веке в эпоху св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
— Старорусская икона Божией Матери (1570)
Икона Божией Матери, по преданию, была принесена греками из Ольвиополя Херсонской губернии в город Старую Руссу в первые времена христианства в России. В 1655 году, когда Старая Русса и Тихвин были опустошены моровым поветрием, одному жителю Тихвина в видении было открыто, что болезнь прекратится, если в Старую Руссу будет принесена Тихвинская икона Божией Матери, а в Тихвин – Старорусская. Это было сделано и бедствие прекратилось.
Но тихвинцы не возвратили чудотворную икону, и она оставалась в Тихвине около 200 лет в одной из церквей города. Лишь 17 сентября 1888 года Старорусская икона была возвращена и поставлена в соборном храме Старорусского Преображенского мужского монастыря.
По одному из преданий, перенесение иконы из Тихвина в Старую Руссу было совершено по повелению Самой Царицы Небесной.
Старорусская икона отличается большими размерами: высота её 2,3 метра, а ширина 1,6 метра.
6 октября – Словенской иконы Божией Матери (1635)
Словенская икона Божией Матери находилась в бывшей Словенской Богородичной пустыни Макарьевского уезда Костромской губернии, позднее обращённой в приходскую церковь. Явилась она, по преданию, зверолову, нашедшему в лесу маленькую шатровую церковь с запрестольной иконой Богоматери. На месте явления иконы возникла обитель. Точный список с иконы находился в селе Новоспасском Дмитриевского уезда Московской губернии.
7 октября – Мирожской иконы Божией Матери (1198)
Икона Божией Матери явилась, по преданию, в 1198 году и хранилась в Пскове, в Спасском мужском Мирожском монастыре. Монастырь, основанный преподобным Нифонтом – епископом новгородским в 1156 году, находился на левом берегу реки Великой при устье реки Мирожи, на месте древнего поселения того же имени, посада города Пскова. В 1567 году во время морового поветрия из очей Богоматери на древней иконе изливались слёзы, от которых многие получали исцеление. Это случилось 7 октября, в день памяти Авраамия Мирожского. В этот же день и установлено празднование иконе.
14 октября – Люблинской иконы Божией Матери
Икона Божией Матери находилась в городе Люблине, в городском Спасо-Преображенском соборе. Пожертвована сюда эта икона ревнителями православия на Волыни князьями острогожскими Константином и Иваном.
Предание возводит историю этого образа ко времени жизни перовоучителей славян святых Кирилла и Мефодия, утверждая, что св. братья принесли эту икону с собой в Моравию в IX веке, а оттуда, уже ученики их, спасавшиеся от преследования немецких католических миссионеров, принесли Люблинскую икону в Россию. Этот образ пользуется великим почитанием среди всего западного православного населения. О нём сложены целые песнопения, содержащиеся в так называемых богогласниках, то есть сборниках песней религиозно-нравственного содержания, очень распространённых на западе России.
– Псково-Покровской Божией Матери.
Икона написана в Покровской церкви города Пскова по случаю явления Пресвятой Богородицы старцу Дорофею 27 августа 1581года, за несколько дней до штурма города войсками польского короля Стефана Батория. По преданию, Богоматерь явилась Дорофею в сиянии необыкновенного света. Она шла по воздуху, сопровождаемая св. преподобным Антонием, игуменом Киево-Печерским и св. Корнилием, игуменом Псково-Печерской обители. Богоматерь вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь, а потом вышла на стену города. Здесь Она призвала епископа новгородского Нифонта, благоверных князей Владимира равноапостольного, Гавриила и Тимофея псковских, блаженного Николая Псковского и свв. Ефросина с Саввою, и наказала горожанам покаяться в легковерии и дурных поступках. После горячей молитвы псковичей о пощаде города, Богоматерь обещала молиться Господу о прощении грехов горожан.
7 сентября Баторий разрушил пушками часть стены (где стояла Богоматерь), а на следующий день начался штурм. Князь Иван Петрович Шуйский, руководитель обороны Пскова, защищавший пролом в стене, был ранен, и защитники города стали ослабевать. Тогда принесли к пролому мощи св. благоверного князя псковского Гавриила с чудотворными иконами Печерскими. После долгой и упорной битвы, продолжавшейся до ночи, врагов вытеснили из города.
Чтобы сохранить для потомков память об этом первом дне приступа и о благодатной помощи Богоматери, тогда же было решено построить близ Покровского храма новую церковь в честь Рождества Богородицы.
Икона эта в последствии прославилась новыми чудесами и стала известной под именем Псково-Покровской, по названию церкви, в которой находилась первоначально. Она известна и под другим названием: «Явление Богоматери старцу Дорофею».
– Барской иконы Божией Матери.
Икона Божией Матери находилась в Подольской епархии, в заштатном городе Баре Могилевского уезда. Город этот долгое время принадлежал католической Польше и присоединён был к России в 1793 году.
С давних времён в Баре существовал мужской монастырь, принадлежавший некоторое время униатским монахам базилианам. Когда в 1837 году произошло воссоединение униатов с православной церковью, Барский монастырь перешёл к православным. Назывался он ещё Покровской обителью в честь находившегося в монастыре чудотворного образа Богоматери, празднование которому 14 октября было установлено в 1887 году, когда исполнилось полвека со дня возвращения Барского монастыря православным. Икона издавна свято чтится православными и католиками в Подольском крае.
20 октября – Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524).
Икона Божией Матери известна с 1524 года. Она находится в Псково-Печерском монастыре и, по преданию, прославилась вместе с Псково-Печерской иконой Успения Богоматери в 1581 году, во время осады Пскова польским королём Стефаном Баторием.
Празднование в честь этой иконы 7 октября установлено в память избавления Пскова от нашествия французов в 1812 году. С 1894 года по разрешению Св. Синода с Псково-Печерской иконой «Умиление» совершался крестный ход в Ригу. Этот образ «Умиление» нужно отличать от других икон Богоматери, известных под тем же названием. На Псково-Печерской иконе «Умиление» Богоматерь представлена сидящей, в короне, с руками, молитвенно сложенными на груди. Взгляд Её устремлён вниз, на Младенца, лежащего на Её коленях. Младенец обнажён, в правой руке у него держава.
22 октября – Корсунской иконы Божией Матери.
Предание говорит, что Корсунская, или Эфесская икона Божией Матери была написана св. евангелистом Лукой и в 988 году князем Владимиром принесена из Корсуня в Киев. Отсюда образ был перенесён в Новгород, а затем в Москву, где находился в Успенском соборе Кремля, за престолом.
Есть и другое предание, которое гласит, что икону принесла в Россию в конце XII века дочь полоцкого князя Георгия Предиславна, в монашестве Ефросинья, впоследствии причисленная к лику святых. Княжна эта отличалась высокой подвижнической жизнью. В Полоцке она основала женскую обитель, а в ней построила каменную церковь во имя всемилостивого Спаса. Затем она построила новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и украсила её древнейшим образом Божией Матери, полученным при помощи родственных связей полоцких князей царствовавшему роду византийских Комнинов. Ефросинья послала к императору Мануилу Комнину (1143-1169) и патриарху Луке Хрисовергу (1156-1163) своего слугу Михаила с богатыми дарами. Император и патриарх исполнили благочестивое желание и передали Михаилу икону Божией Матери, бывшую тогда в Эфесе. Ефросинья с радостью приняла дар и, украсив икону золотом, серебром и драгоценными камнями, поставила в 1173 году в храме Богоматери.
В 1239 году князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава в городе Торопце. Княжна взяла с собой из Полоцка Эфесскую икону и поставила её в соборную Воскресенскую Торопецкую церковь, где она под именем Корсунской хранилась и почиталась чудотворной.
25 октября – Иерусалимской иконы Божией Матери.
По преданию, этот образ написан св. евангелистом Лукой в год Успения Богородицы. В 453 году икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь императором Львом I Великим и помещена в храме Божией Матери, называвшемся «Пигии», то есть «Источник». При императоре Ираклии, во время нападения скифов на Константинополь, город был спасён после всенародной молитвы перед Иерусалимской иконой. После этого император повелел перенести образ во Влахеренскую церковь, где он находился около 300 лет. В начале X столетия, во время похода руссов на Корсунь, или Херсон, икона была принесена в этот город. Впоследствии крестившийся здесь св. Владимир взял этот образ с собой в Киев, а после принятия христианства новгородцами послал им Иерусалимскую икону, и она более 400 лет оставалась в Новгороде. Иван Грозный, завоевав Новгород, перенёс эту икону в Москву, в Успенский собор, и поместил её на одном из столпов (возвышенная площадка, недоступная посторонним). Во время нашествия французов в 1812 году Иерусалимская икона была похищена ими и перенесена в Париж, где и находится доныне всоборе Богоматери В Успенском же соборе, за патриаршим местом, находится список Иерусалимской иконы XVII века, находившийся ранее в дворцовой церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. На полях этой иконы помещены изображения святых апостолов Петра и Павла, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Иакова, Фомы и Варфоломея и святых мучеников Прокопия, Георгия и Меркурия.
– Калужской иконы Божией Матери (1812).
Икона Божией Матери явилась в 1748 году в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в имении Василия Кондратьевича Хитрово, в селе Тиньково в 7 верстах от Калуги, двум девушкам, нашедшим на чердаке свёрток полотна с изображением женщины в тёмном одеянии, подобном монашескому, с благоговейным лицом, читающей книгу. Одна из них подумала, что это изображена игуменья, другая, более легкомысленная Евдокия, дерзко сказала: «Вот как я боюсь твоей игуменьи» и была поражена неведомой силой. В ту же ночь опечаленным родителям Евдокии явилась Богоматерь и сказала про Её оскорбление. После усердной молитвы родителей их дочь исцелилась. Последовали и другие исцеления. После этого хозяин дома с честью перенёс икону в приходской храм во имя Рождества Богородицы в селе Калужки той же губернии. Там произошли чудесные исцеления от болезней, в том числе спасение Калуги от моровой язвы в 1771 году, после того как архимандрит Лаврентий, в монашестве Никодим, принёс туда Калужскую икону.
В 1812 году Калужская икона была перенесена для безопасности в город Ефремов Тульской губернии. Пленные французы признавались, что видели её в Калуге и под Малоярославцем, когда они терпели поражение, стоящей на воздухе и окружённой светоносными мужами. Окружённой небесными силами, стоящей на воздухе, её видела крестьянка графа Разумовского Параскева Алексеева. Об этом событии сообщили императору Александру I.
На Калужской иконе Богоматерь изображается одна, без Младенца, в виде благоговейной Жены, читающей книгу.
30 октября – иконы Божией Матери, именуемой «Прежде Рождества и по Рождестве дева» (1827).
Икона Божией Матери принадлежала, по преданию, одному иноку Пешношского Николаевского монастыря Дмитровского уезда Московской губернии. После его смерти она была перенесена из кельи в часовню. В 1827 году у молящихся перед этой иконой начались чудесные исцеления. После чудесных исцелений в холерный 1848 год икону поместили за клиросом Покровского монастыря храма близ мощей преподобного Мефодия, основателя Пешношского монастыря и ученика преподобного Сергия Радонежского. Эта икона прекрасной живописи; Богоматерь изображена на ней в короне, в царственном величии написан и образ Младенца: в короне, со скипетром и державой в руках.
Литература в фонде библиотеке:
Православная энциклопедия. Том XXII, 2009
Чудотворные иконы / Авт.-сост. А.А. Евстигнеев, 2013
Чудотворные иконы Богоматери,1993.