К 185-летию со дня рождения художника
Ивана Николаевича Крамского
(1837-1887)
Иван Крамской происходил из бедных мещан города Острогожска Воронежской губернии. В пятнадцать лет стал учеником иконописца в Воронеже, но через три месяца вернулся домой. Брал уроки рисования у Д.И. Бесперчего, ученика Карла Брюллова.
В 1857 году поступил в Академию художеств в Петербурге. Талант рисовальщика, серьезность и глубина суждений, умение слушать и говорить, сделали Крамского популярным среди учеников Академии, которые приходили к нему учиться ретуши.
В стенах Академии художеств Крамской выступал против академического искусства, явился инициатором «бунта четырнадцати», который завершился выходом из академии нескольких ее выпускников. Студенты стали свободными художниками и объединились в «Санкт-Петербургскую артель художников», которая через некоторое время составила ядро Товарищества передвижных художественных выставок.
Крамской стал вождем русского демократического художественного движения 1860-1880-х годов, одним из главных создателей и идеологов Товарищества передвижников. Под воздействием идей русских революционных демократов Крамской утверждал представление о высоком общественном долге художника, принципы реализма, идейности и народности искусства.
В 1863-1868 годах он преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художеств. Среди его учеников был И.Е. Репин.
В 1870-е художник создал галерею портретов крупнейших русских писателей, ученых, художников и общественных деятелей (Л.Н. Толстого, И.И. Шишкина, П.М. Третьякова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.П. Боткина). Его манера отличалась выразительной простотой композиции и ясностью рисунка. Точно воссоздавая облик, особенности духовно-психологического склада, богатство и интенсивность их внутренней жизни, портреты воплощают одновременно возвышенные морально-этические и эстетические идеалы художника, его представления о человеке-гражданине.
В 1864-1866 годах Крамской участвовал в росписи купола храма Христа Спасителя в Москве. В эти же годы он создал глубоко продуманную, выстраданную картину «Христос в пустыне». Перед тем, как приступить к ней, художник сделал глиняную модель головы Спасителя, два живописных этюда, посетил музеи Европы, а в Крыму изучил пещерный город Чуфут-Кале, напоминающий монашеские кельи Палестины. Этой картиной он раскрывает религиозный сюжет в морально-философском плане, придает ему актуальное общественное звучание.
Интерес художника к раскрытию сложных душевных движений, характеров и судеб проявился в произведениях, стоящих на грани портрета и тематической картины («Некрасов в период «Последних песен», «Неизвестная», «Неутешное горе»).
Все творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающей вечные темы. Творчество И.Н. Крамского занимает особое место в истории русской художественной живописи. Большой художник, проницательный мыслитель, он, по признанию современников, был умен, образован, великодушен и скромен, любил и умел много работать. Крамской считался признанным авторитетом в сфере искусства, лидером от природы, движимым высокой идеей, в основе своей романтической, во благо людей и искусства.
Литература в фонде библиотеки:
Мастера живописи: Крамской, 1999
Русские художники: Энциклопедический словарь, 2000
Энциклопедия русской живописи, 2000