Литературный портрет. Игорь Северянин: Колокола чувств «короля поэтов»

К 135-летию со дня рождения российского поэта

Игоря Северянина (1887-1941)

 

Я прогремел на всю Россию

Как оскандаленный герой!

Литературного мессию

Во мне приветствуют порой…

И. Северянин

 

Свое первое стихотворение Игорь Северянин написал в восьмилетнем возрасте. В начале ХХ века он стал первым эстрадным поэтом, выступая со своими «поэзоконцертами» в разных городах России. В 1918 году на поэтическом вечере в петербургском Политехническом музее Северянина объявили «королем поэтов» – он обошел всех участников, включая Владимира Маяковского.

Игорь Васильевич Северянин (урожденный Лотарёв) родился 16 (4 по ст. ст.) мая 1887 г. в Петербурге в семье офицера. Окончил реальное училище в г. Череповец. Первое стихотворение «Гибель Рюрика» появилось в печати в ежемесячном журнале для солдат и нижних чинов «Досуг и дело» в 1905 году. Ранние стихи носили ученический характер и не вызывали интереса у читателей. Но начинающий автор проявил завидное упорство в желании привлечь к себе внимание, издав за собственные деньги брошюры своих стихов.

Поэта не замечали вплоть до 1909 года, когда на него «обратил внимание» сам Лев Толстой, который пришел в негодование от стихов из брошюры «Интуитивные краски». После этого имя Северянина стало широко известным. «С легкой руки Толстого, – вспоминал поэт, – меня стали бранить все, кому не лень. Журналисты стали охотно печатать мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них участие…».

Северянин выступает в самых престижных залах Петербурга: Городской думы, Благородного собрания, в Конференц-зале Академии художеств, университете, в театре «Комедия», в «Бродячей Собаке» и др.

Названия сборников Северянина носили претенциозный характер: «Зарницы мысли», «Интуитивные краски» (1908), «Колье принцессы» (1910), «Электрические стихи», «Эпиталама», «Ручьи в лилиях. Поэзы» (1911).

Настоящая слава пришла к поэту лишь в 1913 году, когда появился его сборник «Громокипящий кубок», который стал событием в русской поэзии начала века. В течение двух лет книга выдержала семь изданий. Предисловие к ней написал Федор Сологуб.

Александр Блок в дневнике записал: «Отказываюсь от многих своих слов: я преуменьшал его, хотя он и нравился мне временами очень. Это настоящий, свежий, детский талант…» Сочувственно отозвался о молодом поэте и Николай Гумилев, отмечая «богатство его ритмов, обилие образов, устойчивость композиции…»

К этому времени Северянин уже заявил о себе как о создателе нового литературного направления – футуризм. Вслед за «Громокипящим кубком» появились сборники «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» (1915), «Тост безответный» (1916). Эти книги не прибавили ничего существенного к творческому облику поэта. Однако слава Северянина держалась по-прежнему высоко, чему немало способствовали его публичные выступления. Он был великолепный чтец, исполнял свои «поэзы» особым образом, нараспев, чем умело выделял их мелодичную основу. Да и сами названия стихотворений подчеркивали их связь с музыкой: «Хабанера», «Полонез», «Ноктюрн», «Соната», «Увертюра», «Симфония», «Серенада» и т.д.

И действительно, стихи Игоря Северянина исключительно мелодичны, многие из них словно бы напоены музыкой. Не случайно на его стихи писали музыку композиторы, среди которых был Сергей Рахманинов. Романсы на слова Северянина включал в свою программу Александр Вертинский.

 

В творчестве И. Северянина отчетливо прослеживаются два периода: первый – до 1918 года и второй – с 1919 по 1941. Первый период характеризует творчество поэта как ярко романтическое. Поэт создает свой особый мир, далекий от реальной жизни. Это страна грез – Миррелия, названная так в честь «певицы страсти» Мирры Лохвицкой. В этой стране царствуют две королевы: Любовь и Красота. В этой стране женщина (неважно, кто она: принцесса или заурядная кокотка, великосветская дама или деревенская простушка) – предмет поклонения. Так же в произведениях Северянина часто встречаются имена выдающихся деятелей литературы и искусства: Сафо, Шекспир, Пушкин, Фет, Гумилев, Ахматова, Чайковский, Шопен и др. Многим из них поэт посвятил отдельные сонеты, которые впоследствии издал отдельной книгой под названием «Медальоны» (1934).

Октябрьские события 1917 года резко изменили личную и творческую судьбу Северянина. С 1918 года поэт постоянно живет в Эстонии со своей старой матерью; там же знакомится со своей будущей женой. Он много работает. За годы, проведенные за рубежом, он выпустил 17 книг, но тираж их был мал и спрос на них – невелик. Однако в начале 20-х годов Северянин еще часто совершает гастрольные поездки в другие страны. Он выступает в концертных залах Литвы, Латвии, Финляндии, Польши, Югославии, Германии, Болгарии и Франции. В Берлине в 1922 году поэт выступал совместно с В. Маяковским и А.Н. Толстым.

Если основные темы прежних стихов И.Северянина, по его собственному определению, – это любовь и слава, то после 1919 года их сильно потеснила тема покинутой, но не утраченной родины. Она стала главенствующей в лучшем сборнике лирики Северянина зарубежного периода – «Классические розы» (стихотворения «Отечества лишенные», «Стихи о Москве», «Пасха в Петербурге», «Моя Россия», «В пути», «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!» и многие другие). Среди стихов книги есть подлинные шедевры, такие, как «Запевка», «И будет вскоре», «Классические розы» и др.

Уже будучи больным, поэт мечтал вернуться на родину и поселиться в Ленинграде, но помешала война с фашистской Германией. В декабре 1941 года Игорь Северянин скончался.

 

 

Литература в фонде библиотеки:

Русские писатели. ХХ век: Биобиблиографический словарь, 1998

Игорь Северянин. Всемирная библиотека поэзии. Избранное, 1996

Северянин И. Стихотворения и поэмы. 1918-1941, 1990

Написать комментарий: "Литературный портрет. Игорь Северянин: Колокола чувств «короля поэтов»"