ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАД РОССИЕЙ

Календарь праздников икон Божией Матери. 2022 год

 

Россия – Святая Русь – издревле именовалась «Домом Пресвятой Богородицы». Как свидетельствует вся русская история на протяжении столетий, это наименование имеет глубокий смысл.

Все важнейшие события жизни русского народа тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, которая в трудные моменты приходила ему на помощь, избавляя от нашествия врагов, от мора, голода и других бед. Воистину возлюбила Богородица Россию, и нигде в мире нет столько чудотворных икон Её, как на Руси. Своё незримое, но всегда реально ощутимое присутствие на русской земле, Матерь Божия являла через эти иконы, благоговейно чтившиеся русским народом как видимые знаки Её покровительства. По вере народа, от икон этих источались бесчисленные чудеса, а в годы бедствий, угрожавших самому бытию русского народа, по усердной молитве перед этими иконами Пресвятая Богородица спасала русскую землю от страшного разорения, а народ – от погибели…

 

Май

 

1 мая (ст. стиль 18 апреля) – Максимовская икона Божией Матери (1299)

Максимовская икона Божией Матери изображает Богоматерь стоящей в полный рост. Перед Ней на коленях стоит митрополит Максим и принимает из Её пречистых рук омофор. На иконе надпись: «Сей чудотворный и святой образ пресвятыя Богородицы написан бысть в лето 6807 (1299) по видению Максима, митрополита владимирского и всея России чудотворца, гречанина родом, егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путного шествия в келии своей мало уснув, абие видит, аки на Яве, свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пр. Дева Богородица, держащи на руку Предвечного Младенца, и глаголя: рабе Мой, Максим! Добре пришёл еси само посетить град Мой. И подаде ему омофор, глаголя: прими омофор сей и паси во граде Моем словесные овцы. Он же прием возбудид от сна своего, и в келии никого не видя, а омофор обретется в руце его. Он же страхом объят бысть на много час; абие поведа великому князю Андрею, и построиша ковчег злат, и положиша в него омофор той, и прославися сие чудо по всей земле Русской и в Палестине, и повеле написати сей образ тем подобием, якоже виде Максим святый, а омофор святый во время безбожного царевича Талыча, егда плени град и разори, где скончался, неведомо» (то есть неизвестно, куда пропал омофор).

Таким образом, явление Богоматери Максиму было знамением соизволения Её на перенесение митрополии из Киева во Владимир. По сообщениям других источников, омофор, чудесно полученный Максимом, хранился во Владимирском соборе, в золотом ковчеге 112 лет. Во время нашествия татарского царевича Талыча в 1412 году омофор был спрятан в один из столбов храма ключарём Патрикием, который потом был убит. Омофор не найден.

Икона находилась в Успенском соборе Владимира по правую сторону при входе, над погребением митрополита Максима. Сейчас там находится список с чудотворной иконы, а сама она — в Суздальском музее.

 

3 мая – Кипрской иконы Божией Матери (392)

Кипрская икона Божией Матери находится на острове Кипре, в монастыре, устроенном на месте её явления в 392 году. В греческом синаксаре на неделю Православия есть сказание об одной иконе Божией Матери. Полагают, что оно относится именно к Кипрской иконе: «На воротах, ведущих к церкви Пресвятыя Богородицы, была поставлена икона Богоматери, изображающая Её сидящей на престоле с Предвечным Младенем и с двумя ангелами по сторонам. Однажды какой-то аравитянин, проезжавший мимо церкви, задумал поглумиться; он прицелился из лука в образ Богородицы и послал стрелу, которая попала в колено Богоматери. Тотчас же из раны потекла в большом количестве кровь. Он в ужасе помчался на своей лошади домой, но на пути пал мертвый».

Копии этой иконы находились в Москве, в Успенском соборе Кремля (сейчас там копия XVII века, без ангелов и предстоящих) и в церкви св. Николая в Голутвине, а также в селе Стромынь под Москвой.

 

6 мая – Иверской иконы Божией Матери

(второе обретение списка иконы 2012 год)

Находится в Иверском монастыре на Афоне, куда она, по преданию, чудесно прибыла в 999 году по водам Мраморного моря, пущенная из города Никеи во время гонения на иконы. В царствование византийского императора Феофила (IX) век иконоборцы жестоко преследовали почитателей икон, предавая их пыткам, а иконы сжигали. У одной благочестивой вдовы, жившей в пригороде Никеи, была чудотворная икона Божией Матери. Пытаясь спасти её, вдова пустила икону на воду, и та, никем не поддерживаемая, приплыла на Афон.

По другим сведениям, Иверская икона написана на Афоне иноком Иамвлихом Романовым. Икона называется «Портаитисса», то есть «Вратарница», или «Привратница», так как она была поставлена над вратами храма Пресвятой Богородицы, по месту же явления иконы в Иверской обители она называется Иверской.

С этой иконой связано множество преданий. Один разбойник ударил её мечом, и тогда из лика Богоматери потекла кровь, долгое время видная на иконе. Икона спасла обитель от нападения персов под предводительством вождя Амиры, а впоследствии – от голода и пожара.

При святейшем патриархе Никоне, в бытность его тогда ещё архимандритом Новоспасского монастыря, по его просьбе, в 1648 году был привезён в Москву список с этой иконы и поставлен в специально для него построенную около 1660 года Иверскую часовню у Воскресенских ворот Китай-города. Икона пользовалась необычайной популярностью у москвичей. Её почти круглые сутки возили по домам для совершения треб и около полудня для смены духовенства на четверть часа вносили в часовню. Московская Иверская часовня, возможно, была единственной в мире святыней, которая никогда не бывала закрыта, и был в Москве обычай, что люди, искавшие особого покровительства Божией Матери, давали обет – 3, 7, 12 раз сходить ночью к Иверской.

 

7 мая – Молченской иконы Божией Матери (1405)

Молченская икона Божией Матери, по преданию, принесена в начале XIV века из опустошенных татарами киевских пределов на горы, примыкающие к большому болоту Молче, находящемуся в 20 верстах от города Путивля. Икону принесли два монаха, поселившиеся здесь в пещере на «Чудной горе». После смерти они были погребены в пещере, и место было забыто. Но в княжение Василия Димитриевича, великого князя московского (1389-1425), в 1405 году некий бортник увидел на ветвях липы в сиянии икону Богородицы с Младенцем и услышал голос: «Да созиждется на сем месте церковь Поресвятой Богородицы». Он сообщил об этом в Путивле, где показал икону. Сначала для неё была построена небольшая временная часовня, а затем сооружена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, получивший название Молченской Рождество-Богородничной Софрониевой пустыни.

В Смутное время обитель была разорена, и её игумен Пафнутий с братией перешли в Путивль, в новопостроенный там монастырь, который получил название Большого Молченского. В этот монастырь они и взяли с собой икону. Во время большого пожара в Большом Молченском монастыре образ исчез неизвестно куда. На месте же первоначального явления иконы, в Софрониевой пустыни, сохранялся точный список, принесённый туда в 1635 году при строительстве Софрониевой пустыни Серапионе от сумского атамана Лукиана Константинова. Богоматерь изображена в короне, на левой руке Её Предвечный Младенец, а в правой – лестница, символ пути на Небо, знаменуемого Богоматерью.

 

8 мая – Цареградской иконы Божией Матери (1071)

Цареградская икона Божией Матери написана, по преданию св. евангелистом Лукой. Явилась она 25 апреля (8 мая нов. ст.) 1071 года. Других сведений о её происхождении не имеется.

Один из списков Цареградской иконы Божией Матери иконографического типа Панагия Декса находился в Москве, в церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке. Существовали ещё списки подобного типа в Спасо-Елеазаровском Великопустынском Трёх-Святительском монастыре Псковской епархии, находившемся в 25 верстах от Пскова, а также в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии.

Известна ещё одна икона с этим же названием, находившаяся в соборной церкви города Старая Русса новгородской губернии. Её, по преданию, оставили в соборе в давние времена два греческих монаха, бывшие проездом из Константинополя.

 

14 мая – Царевококшайской, или Мироносицкой иконы Божией Матери (1647)

Икона Божией Матери явилась по преданию, 1 мая (нов.ст. 14 мая) 1647 года близ селения Дальние Кузнецы, находящегося в 15 верстах от города Царевококшайска Казанской губернии. Один земледелец, по имени Андрей Иванов, собирая жнитво, увидел на своём поле лежащий на земле образ Богоматери. Подойдя ближе, он уже не обнаружил иконы, но, оглядевшись, увидел её уже стоящей на дереве, никем не поддерживаемой, в лучах необыкновенного сияния. Андрей принёс икону домой, и здесь от неё стали совершаться всякие чудеса и исцеления. Воевода и священники царевококшайские, узнав об этом, взяли икону в город, где чудесные исцеления продолжались. Тогда её отправили в Москву в подарок царю Алексею Михайловичу и патриарху Иосифу. Там икону встретили царь и весь Священный Собор. Спустя некоторое время она была отправлена обратно. Вместе с тем царь дал повеление на месте явления иконы выстроить монастырь. Вскоре была построена Царевококшайская Мироносицкая пустынь, где и хранилась икона. Чудотворная икона вырезана на аспидном камне и обложена серебром и золотом. На иконе, кроме Богоматери, изображены ещё жены мироносицы, отчего она и называется Мироносицкой. Ежегодно она приносилась 21 июля в Царевококшайск и оставалась здесь до 22 августа.

 

15 мая – Путивльская икона Божией Матери (1635)

Икона Божией Матери по преданию, явилась 2 мая (нов. ст. 15 мая) 1635 года. Путивльской она названа потому, что некоторое время находилась в городе Путивле Курской губернии, на городских воротах, а впоследствии была перенесена в Путивльский Печерский монастырь.

На Путивльской иконе Богоматерь изображена сидящей на троне, с Младенцем, в левой руке Которого помещена держава – символ обладания всем миром. У правой руки Богоматери изображена лестница. Это символ того, что Она, родив Иисуса Христа, примирившего Бога с человечеством, соединила таким образом земное с небесным.

 

17 мая – Старорусская икона Божией Матери (1570)

Икона Божией Матери, по преданию, была принесена греками из Ольвиополя Херсонской губернии в город Старую Руссу в первые времена христианства в России. В 1655 году, когда Старая Русса и Тихвин были опустошены моровым поветрием, одному жителю Тихвина в видении было открыто, что болезнь прекратится, если в Старую Руссу будет принесена Тихвинская икона Божией Матери, а в Тихвин – Старорусская. Это было сделано и бедствие прекратилось.

Но тихвинцы не возвратили чудотворную икону, и она оставалась в Тихвине около 200 лет в одной из церквей города. Лишь 17 сентября 1888 года Старорусская икона была возвращена и поставлена в соборном храме Старорусского Преображенского мужского монастыря.

По одному из преданий, перенесение иконы из Тихвина в Старую Руссу было совершено по повелению Самой Царицы Небесной.

Старорусская икона отличается большими размерами: высота её 2,3 метра, а ширина 1,6 метра.

 

18 мая – Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878)

Явление иконы «Неупиваемая Чаша» в 1878 году связано с чудом исцеления. Тульский крестьянин Стефан был настолько одержим страстью пьянства, что у него отнялись ноги. Он погибал. Неоднократно во сне ему являлся старец и повелевал идти в Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы, к иконе «Неупиваемая Чаша». Стефан, без гроша денег, все же отправился в монастырь, где рассказал о своих видениях и просил отслужить молебен. Из Серпухова Стефан возвратился совершенно здоровым. Весть о чудном прославлении иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша быстро распространилась по всей России. Родные и близкие одержимых страстью винопития возносили свои молитвы об исцелении от недуга. До революции 1917 года Серпуховское Александро-Невское братство трезвости каждый воскресный день совершало молебен с акафистом пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Этот благочестивый обычай возобновлен в наши дни в Серпуховском Высоцком монастыре.

 

20 мая – Любечской иконы Божией Матери (XI век)

Икона Божией Матери, по преданию, явилась очень давно, в XI веке. Чудесные явления её описал св. Димитрий Ростовский. Издревле хранилась в церкви местечка Любеч Городницкого уезда Черниговской губернии. Здесь девять столетий тому назад созван был князем миротворцем Владимиром Мономахом знаменитый Любечский съезд князей. Из Любеча происходил отец русского иночества преподобный Антоний Печерский. В половине XVII столетия при киевском митрополите Сильвестре Косове икона была переправлена в Киев, так как ожидалось нападение поляков на Любеч. В 1701 году в Киеве её поновили и возвратили в Любеч по просьбе его жителей волей митрополита Варлаама Ясинского и поставили в новоустроенном храме Воскресения Христова. Драгоценный киот иконы сделан на средства генерала-майора П.С. Милорадовича. В Киеве был оставлен точный список с иконы, хранившийся в Софийском соборе.

 

23 мая – Киево-Братской иконы Божией Матери (1654)

Икона Божией Матери явилась по преданию, в 1654 году в городе Вышгороде Киевском, где и была поставлена в местном храме по левую сторону от царских врат. В 1662 году во время войны с Польшей (1659-1667), татары, союзники поляков, ограбили храм. Христиане же не смогли спрятать икону и поэтому пустили её вниз по Днепру, предав образ воле Божией. По преданию, один из чужеземных воинов, увидев икону в воде, хотел использовать её для переправы, но едва он схватился за неё, как икона поплыла быстрее и остановилась неподвижно против Братского монастыря посреди реки. На крики воина о помощи из монастыря выслали лодку, на неё взяли святую икону и неприятельского воина, который принял христианство и постригся в монахи в этом монастыре.

 

Подготовлено по материалам книги «Чудотворные Иконы Богоматери в русской истории», 1993

Написать комментарий: "ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАД РОССИЕЙ"