Литературный портрет. Георгий Гребенщиков: «Сибирский мечтатель»

4 апреля – 140 лет со дня рождения писателя

Георгия Дмитриевича Гребенщикова (1882-1964)

 

Г. Гребенщиков с Н. Рерихом

 

Он родился, как будто выломался из кряжистого сибирского камня, – на Николаевском руднике Томской губернии, а умер на американской земле, куда пытался перенести частицу духа своей родины. Между этими двумя вехами его жизненного пути – множество событий, вызывающих пристальный и пристрастный (не случайно так много десятилетий его творчество замалчивалось в горячо любимой им России!) интерес к личности писателя.

Типичное для самородка рубежа веков начало: сын горнорабочего, с 12 лет, не завершив из-за нищеты даже начальной школы, вступает на трудовой путь – мойщиком посуды, санитаром, помощником лесничего и нотариуса, письмоводителем у мирового судьи. Именно здесь он стяжал первые лавры беллетриста – один прокурор, увлёкшись чтением составленного юным Гребенщиковым следственного дела, воскликнул: «Послушайте, да это же роман!».

С 1905 он начинает публиковать очерки, зарисовки, стихи, составившие книгу «Отголоски сибирских окраин: Рассказы первые» (1906). Вслед за этим появляются обличительные очерковые рассказы начинающего бытописателя, проникнутые народническим духом: «Васюткин праздник», «В одной школе», «Утро Сибири» …

Известность приходит к нему в 1908. Тогда, после жизни в Семипалатинске, Гребенщиков служил на золотых приисках в Усть-Каменогорске и здесь переработал свой ранний рассказ «Нахал» в пьесу «Сын народа», в которой герой, наделённый явно автобиографическими чертами, приехав учиться в город, разочаровывается в «цивилизованной» жизни, бросает университет и возвращается в деревню, где женится на крестьянке и начинает «пахать землю». Пьеса эта определила «толстовское» мировоззрение её автора, ещё прочнее утвердившееся после посещения Гребенщиковым в 1909 Ясной Поляны и личной встречи со своим кумиром.

После совершения ряда экспедиций по Алтаю он выпускает серию историко-этнографических очерков «Река Уба и убанские люди» (1912). Сплавом острой наблюдательности, свежестью материала, сочувствием к обездоленным проникнуты беллетристические произведения Гребенщикова этих лет – повести «В полях» (1911), «Ханство Батыр-бека» (1913) – о тяготах существования киргизов-кочевников, рассказы «Дело одинокое», «Волчья жизнь» (оба – 1913), «Змей Горыныч» (1914), «Степные вороны» (1915) и др., поэтизирующие крестьянский труд на лоне всеодухотворяющей природы и в то же время рисующие повседневные трагедии простых тружеников, обманываемых деревенскими «властями».

Одновременно Гребенщиков-публицист печатается в литературно-художественных журналах «Молодая Сибирь» и «Сибирская новь», в издаваемой им газете «Омское слово» (1908-1909).

В 1913-1915 в Петербурге публикуется сборник рассказов и повестей Гребенщикова «В просторах Сибири», отмеченный пластичностью и точностью письма – хотя при этом, по замечанию критиков (Г.В. Адамович), и некоторой «подслащенностью».

В феврале 1916 Гребенщиков отправляется старшим санитаром на фронт Первой мировой войны (1914-1918), одновременно являясь военным корреспондентом газет «День» и «Русские ведомости». С остатками Белой армии попадает в Крым, где выпускает книги «Волчья жизнь» (1918) и «Любава» (1919). Не приняв Октябрьской революции (1917), в сентябре 1920 эмигрирует – сначала в Турцию, с 1921 – во Францию, где в 1922-1923 выходит его шеститомное «Собрание сочинений» и первые главы вершинного произведения писателя романа «Чураевы» (1922). Над этой эпопеей жизни сибирского старообрядческого села Гребенщиков начал работать ещё в 1913 году.

В Париже Гребенщиков знакомится с знаменитым русским художником и писателем Н.К. Рерихом (1874-1947), воодушевляется вместе с ним планами культурного строительства в Сибири и на Алтае и в 1924 переезжает в США с тем, чтобы осуществить там первый опыт строительства русской общины нового типа. Так на реке Помпераг в штате Коннектикут появляется русская деревня-сад, трудовой и культурный центр, даже «скит» под названием Чураевка. Одновременно Гребенщиков организует издательство литературы русской эмиграции «Алатас» («Белый камень»), где издаются его книги: «Купава» (1936), «Радонега: Сказание о Святом Сергии» (1938)», «Златоглав: Стихи» (1939). Много публикуется Гребенщиков в эмигрантской периодике, продолжая неустанно работать над романом своей жизни. По-разному оценила критика «Чураевых». Одни отметили: «Всё написано в естественных тонах, переплетено настоящим сибирским бытом, поэзией и жизнью тайги, первобытностью прекрасной природы Алтая». Другие, например, видный историк литературы Г.П. Струве (1898-1985), полагали, что в эпопее достаточно много безвкусия. Некоторые считали, что Гребенщиков достоин Нобелевской премии по литературе. Иные принимали его едва ли не за графомана.

А на самом деле он был просто мечтателем, радетелем за судьбы людские и упователем на непременное благоденствие человечества и, прежде всего, родного Алтая, куда он мечтал когда-нибудь перенести свою Чураевку. Потому и писал о себе: «… Произошло какое-то большое недоразумение… писателем себя… стыжусь считать. Но писал… с единственной и главной целью – разрушить пагубный пессимизм российской литературы, которая… накликала на нашу общую судьбу множество совершенно ненужных несчастий… должно быть совестно многим образованным людям, не видящим того многого прекрасного, что видим мы, необразованные и простые люди».

И Гребенщиков не кокетничает таким признанием. Профессор русской литературы одного из американских колледжей, в последние годы жизни он неизменно идентифицировал себя с простым народом, симптоматично выбирая для себя, всегда самые что ни на есть немудрёные и емкие псевдонимы: «Крестьянин Г-щ», «Сибиряк» …

Архив Гребенщикова в начале 1990-х передан из США в Барнаул.

Литература о нем в фонде библиотеки:

Русские писатели, XX век: Библиографический словарь. Ч.1.

Написать комментарий: "Литературный портрет. Георгий Гребенщиков: «Сибирский мечтатель»"