Литературный портрет. Дмитрий Григорович: Знаток народной жизни

К 200-летию со дня рождения русского писателя,

переводчика, искусствоведа

Дмитрия Васильевича Григоровича

 (1822-1900) 

 

Дмитрий Григорович родился 31 марта 1822 года в семье небогатого провинциального помещика и француженки. Он рано остался без отца. Поскольку в семье разговаривали только по-французски, мальчик учился русскому языку у своего слуги и дворовых крестьян села Никольское Симбирской губернии. После окончания частной гимназии в Москве, в 1836 поступил в петербургское Главное инженерное училище, где подружился с Ф.М. Достоевским (1821-1881). Это знакомство пробудило в юноше интерес к литературе. Карьера военного мало интересовала Д.В. Григоровича, поэтому в 1840 г. он при первой возможности бросил училище и поступил в училище художеств, затем безуспешно пытался стать актёром, и, наконец, в 1842 г. устроился на службу в канцелярию директора Императорских театров, где начал заниматься литературным творчеством.

Первые произведения писателя представляют переводы французских водевилей «Наследство», «Шампанское и опиум» (оба написаны в 1843). Затем в печати вышли его собственные рассказы, в которых видно влияние творчества Н.В. Гоголя (1809-18520). В 1845 г. по приглашению Н.А. Некрасова (1821-1878) Григорович участвовал в альманахе «Физиология Петербурга»: его очерк «Петербургские шарманщики», посвящённый жизни бродячих артистов, был отмечен В.Г. Белинским (1811-1848).

В 1846 г. Григорович создал повесть «Деревня», которая, по словам И.С. Тургенева (1818-1883), стала «по времени первой попыткой сближения нашей литературы с народной жизнью». Настоящую литературную славу принесла писателю повесть «Антон Горемыка» (1847). Белинский в отзыве на неё писал: это «больше, чем повесть, это роман, в котором всё верно основной идее, всё относится к ней, завязка и развязка свободно выходят из самой сущности дела».

В конце 1850-х – начале 1860-х в «Современнике» выходит ряд рассказов и очерков писателя, а в 1852 г. появляется его роман «Просёлочные дороги», так называемый «роман без интриги», образцом для которого послужили «Мёртвые души» Н.В. Гоголя.

Заметным явлением в литературе стал роман «Рыбаки» (1853) о жизни русской деревни. Теме взаимоотношений помещиков и крестьянства посвящён роман писателя «Переселенцы» (1855). В этом же году вышла повесть «Школа гостеприимства», отражающая критическое отношение автора к творчеству Н.Г. Чернышевского (1828-1889).

В последующие годы вышли в свет роман «Пахарь» (1856), серия очерков «Корабль «Ретвизан», написанная после путешествия писателя на военном корабле, роман «Два генерала» (1864), явившийся откликом на отмену крепостного права.

В 1864 он занял пост секретаря общества поощрения художников, где вёл активную просветительскую деятельность. С середины 1860-х Григорович выступал с искусствоведческими статьями. Его поддержкой пользовались молодые художники Ф.А. Васильев (1850-1873) и И.Е. Репин (1844-1930). В своих статьях «Несколько слов о поощрении художеств в России» (1863), «Художественное образование в приложении к промышленности на всемирной парижской выставке 1867 г.», «Очерки художественно-промышленных производств» (1886) писатель призывал к всеобщему образованию художников, говорил о художественной ценности прикладных искусств. Выдающейся работой Григоровича стал перевод повести «Этрусская ваза» (1883) французского писателя П. Мериме (1803-1870).

В 1880-е Григорович возвратился к литературной деятельности и создал повесть «Гуттаперчевый мальчик», ставшую классической, а в 1885 написал сатирическую повесть «Акробаты благотворительности». Главным трудом последних лет жизни писателя стали «Литературные воспоминания» (1892-1893), повествующие о литературной жизни 1840-1850-х.

 

 

 Литература в фонде библиотеки:

Григорович Д.В. Избранное, 1983

Григорович Д.В. Гуттаперчевый мальчик, 1980

Написать комментарий: "Литературный портрет. Дмитрий Григорович: Знаток народной жизни"