«Вы прекрасны, женщины России!»

Женщина – с нами, когда мы рождаемся,

Женщина – с нами в последний наш час.

Женщина – знамя, когда мы сражаемся,

Женщина – радость раскрывшихся глаз.

Первая наша влюблённость и счастье,

В лучшем стремлении – первый привет.

В битве за право – огонь соучастия.

Женщина – музыка, женщина – свет!

К. Бальмонт

 

Из века в век женщины неизменно воодушевляли поэтов, музыкантов, художников на создание величайших произведений искусств. Прелестные вдохновительницы различны и по возрасту, и по характеру, и по происхождению. Но есть нечто, объединяющее их, – в каждой из этих женщин живёт загадка. Загадка их красоты, женственности, обаяния.

В русской живописи целый ряд гениальных произведений, в центре которых – женщина с её сложным душевным миром.

Накануне самого красивого и нежного праздника 8 марта в читальном зале библиотеки с 5 по 10 марта будет работать книжная выставка «Образ женщины глазами художника». На ней будут представлены книги, рассказывающие о картинах великих художников, в центре которых – Женщина!

Предлагаем подборку картин великих художников и рассказы об их героинях.

 

Александр Павлович Брюллов «Портрет Н.Н. Пушкиной»

 

 

Среди самых известных портретов, созданных Брюлловым, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, жены поэта. Наталья Николаевна была одной из самых красивых женщин в Петербурге, она была обаятельна и грациозна. На портрете Брюллова она изображена в бальном платье, с украшениями из бриллиантов – художник показывает блестящую красавицу с задумчивым лицом.

 

 

Жюль Бретон, известный французский художник 19 века

 

 

Его картины «Пряха», «Сборщики колосьев», «Цветы под снегом» написаны в разное время, но натуры в них неуловимо схожи между собой: мимикой, некоторыми чертами лица, фигурой, возрастом. Взгляд изображённых на полотнах женщин задумчив. Заботы, бесконечные домашние хлопоты отнимали у них немало сил. Поэтому вместо улыбки мы видим сдержанность, сосредоточенность в работе. В картинах Жюль Бретона проявляется уважение и любовь к женщине – дочери, матери, хранительнице домашнего очага и вечной труженице.

 

Василий Андреевич Тропинин «Девушка с горшком», «Кружевница»

 

Знаменитая картина художника «Кружевница»: юная простолюдинка плетёт изящное кружево при помощи коклюшек. Художник с трогательным вниманием изображает девушку: нежный румянец её лица, живость взгляда, мягкую шейную косынку, завитки волос. Вот девушка отвлеклась на минутку от своей работы, чтобы улыбнуться нам. В её взгляде – лукавство и застенчивость. А руки кружевницы – мягкие и ласковые. Вся фигура озарена нежным светом.

А вот другой портрет – девушка с горшком. Не правда ли, она похожа на кружевницу? Точно такая же милая улыбка, мягкие руки, серебристый свет, озаряющий лицо… Глядя на эти портреты, легко представить себе, что девушки живут размеренной жизнью, в уютном и спокойном мире – читают, вышивают, выращивают цветы. И их душевная гармония передаётся нам.

В картинах В.А. Тропинина воплощён его идеал женской красоты.

 

Карл Павлович Брюллов «Портрет Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини»

 

 

Блистательная красавица Юлия Самойлова неспешно удаляется с бала. Лицо в обрамлении чёрных локонов ещё обращено в зал, где она, вероятно, только что царила. Во всей картине чувствуется какое-то неспешное, завораживающее великолепие: и в облике светской красавицы, её богатых туалетах, и даже в красном занавесе, который ниспадает каскадом тяжёлых складок. Вся картина звучит как торжественный гимн женщине, её величию и красоте.

 

Иван Петрович Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»

 

 

Облик миловидной, простодушной девушки оказался симпатичен многим поколениям зрителей. Скромная, без всякой манерности, молодая русская крестьянка, исполненная чувств собственного достоинства и словно излучающая ласковую доброту, олицетворяет нравственную красоту женщины.

 

Владимир Ильич Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной»

 

 

Образ Марии Лопухиной пленяет своей нежностью, необыкновенной мягкостью и внутренней гармонией. Лицо М.И. Лопухиной, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодной и неживой схемой. Пленительный образ нежной и мечтательной женщины передан с большой душевностью и любовью.

 

В искусстве второй половины 19 века изменилось отношение к женщине. Женская привлекательность стала восприниматься как нечто враждебное, искушающее. Примером может служить картина Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная».

 

 

Героиня картины чрезвычайно эффектна. У неё чуть смуглое лицо, тёмные глаза, изящная фигура и роскошный наряд. Кто же она? Изображённая Крамским дама одета броско и дорого. Правда, за её гордой осанкой и надменным взглядом чувствуется горечь и душевный надлом…

 

Прекрасные женщины царят в идеальном мире, придуманном для них художниками, и являют миру непередаваемый, неуловимый и влекущий образ женственности.

 

Литература в фонде библиотеки:

 

Бялик В., Мацкевич М. Путешествие в мир русской живописи

Ионина Н. 100 великих картин

Каштанова А. Русские женщины

Порудоминский В. Первая Третьяковка

Энциклопедия русской живописи 14-20 веков

Написать комментарий: "«Вы прекрасны, женщины России!»"