14 декабря – день Наума-Грамотника, покровителя учащихся
По церковному календарю 14 декабря – День памяти святого пророка Наума. Известно, что родился он в г. Галилее (Израиль) в 7 веке до Рождества Христова. Православные издревле почитали его помощником во всякого рода умственных занятиях, отчего и прозвали Грамотником и молились святому Науму, чтобы научил уму разуму детей, слагали пословицы и поговорки: «Наум придёт и ума принесёт», «Молиться Науму с утра, ум прибавляет, да голову освежает», «Наум пришёл, да детишек в школу увёл, грамоте, счёту учить, да ум и разум получить».
Обучение на Руси начиналось осенью – 14 ноября, а через месяц, ко дню Наума Грамотника – 14 декабря – ученики могли показать свои успехи. Этот день отмечали как праздник. Поднимали ребятишек рано, приговаривали:
Просыпайтесь радёхонько,
Умывайтесь белёхонько.
В Божию церковь, собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!
Пословицы и поговорки, посвящённые грамотности, показывают, как высоко ценили её наши предки: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Голова без ума, что фонарь без свечи», «Грамоте учиться всегда пригодиться».
Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир Святославич решил принять христианство. Тогда же появились и первые школы. В городах и сёлах строились церкви и были нужны грамотные священники. Они обучали детей.
Отцы семейства приглашали учителя – чаще всего дьячка – в свой дом. Он приносил с собой букварь и … плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал свои успехи. Но иногда грамота упорно не хотела входить в голову, тогда её вбивали силой – и подтверждение этому тоже есть в пословицах: «Азбуку учат, на всю избу кричат», «Азбука – наука, а ребятам мука». Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древнему обряду это был горшок с монетами.
Школа исключала участие в образовательном процессе посторонних лиц, даже близких родственников. Поэтому услышать из уст тогдашнего учителя фразу: «Без родителей в школу не приходить» – было просто немыслимо. Дисциплина в школах была суровая. Особенно строго запрещалось шуметь в самой школе, потому что она находилась в доме. В азбуке, напечатанной в 1679 году, есть такие слова: «Розга ум вострит, возбуждает память». Учение и воспитание были тогда проникнуты глубоким почтением к православной вере. «Что смолоду вложено, то и произрастёт во взрослом человеке».
В Древней русской школе не было ни перемен, ни директора, а всего лишь один учитель. Не было отдельных уроков. Каждый ученик получал индивидуальное задание в зависимости от того, что уже успел выучить. Учитель оценки не ставил. Выучил урок – молодец, не выучил – вот плётка…
Называть буквы учились целый год. Второй год – складывали слоги. «Аз, буки, веди, добро…» – хором, нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. После букваря все принимались читать молитвослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Ровно в полдень перерыв на обед.
«Помню, что при перемене книг, то есть, когда я окончил азбуку и принёс в школу первый раз Часослов, то тут же принёс горшок каши, обёрнутый в платок. Кашу же обыкновенно ставили на стол и, после повторения пройденного на прошлом занятии, раздавали учащимся ложки, которыми они хватали кашу из горшка…» (Михаил Щепкин).
В 9 – 10 веках на Руси появляется славянская азбука. Создатели этой азбуки византийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская азбука – основа русского алфавита.
Дети также учились писать. Для этого использовали деревянные дощечки, берестяные грамоты и заострённые палочки.
Уровень грамотности на Руси в 11-12 веках был довольно высок. Причём, грамотными были даже простые люди. Об уровне грамотности того времени можно судить по берестяным грамотам, которые нашли археологи в Новгороде. Это была личная переписка, письма господина своим слугам. А раз господа писали письма слугам, значит, слуги умели читать.
Умного и грамотного человека на Руси всегда почитали и говорили: «Красна птица пером, а человек умом», «Голова всему начало».
Литература в фонде библиотеки:
Воскобойников В. Кирилл и Мефодий
Ушинский К.Д. Родное слово
Филякова Е., Меньшов В. Русская письменность