К 115-летию со дня рождения советского и российского филолога, культуролога, искусствоведа, доктора филологических наук профессора Дмитрия Сергеевича Лихачёва (1906-1999)
Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен.
(Д.С. Лихачев, Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет)
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв – выдающийся ученый современности, филолог, историк, философ культуры.
Он родился 28 ноября 1906 года в Петербурге в семье инженера.
Окончил в 1928 году Ленинградский университет по двум отделениям: романо-германскому и славяно-русскому. В том же году был репрессирован и провел четыре года в Соловецком лагере особого назначения, там опубликовал интересные наблюдения о воровском арго.
После досрочного освобождения поступил на должность корректора в Издательство АН СССР. В 1938 году с него была снята судимость и Д.С. Лихачев становится младшим, а с 1941 г. старшим научным сотрудником Института русской литературы – Пушкинского Дома в Ленинграде.
Первые работы о Древней Руси напечатал во время блокады («Оборона древнерусских городов», 1942). Изучал памятники древнерусской литературы с самых ранних этапов ее становления. Труды академика Лихачева, посвященные русскому летописанию, широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы и культуры – всемирно признанная классика.
Он автор 500 научных и почти 600 публицистических работ, десятков книг, переведенных на многие языки. Лихачев привлекал к изучению памятников языка данные истории и археологии, фольклора, архитектуры и живописи. Особый акцент делал на героях: образ человека всегда в центре литературы, а то, каким он представлен, дает ключи к пониманию миросозерцания людей соответствующей эпохи («Человек в литературе Древней Руси», 1958; «Поэтика древнерусской литературы», 1967).
Дмитрий Сергеевич Лихачёв – один из лучших переводчиков «Слова о полку Игореве». Приобщение к древней культуре для него означало расширение эстетической терпимости и возможность открытия в прошлом ценностей, которые могут быть близки современным людям. Именно благодаря Лихачеву древнерусская литература вышла за рамки узкой области исследований и стала частью школьного образования.
Он отстаивал самостоятельное значение текстологии как науки. По его мнению, изучение и восстановление истории и судьбы каждого отдельного произведения имеет фундаментальное значение для истории литературы в целом.
Инициатор и организатор многих крупных научных и издательских проектов, ответственный редактор, составитель, комментатор более 75 изданий, Лихачев, помимо научных работ, был автором ряда публицистических книг о русской культуре, о нравственности, об интеллигенции. Среди них: «Человек в литературе Древней Руси», 1958; «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого», 1962; «Эпохи и стили», 1973; «Великое наследие», 1975; «Поэзия садов», 1982; «Письма о добром и прекрасном», 1985; «Русское искусство. От древности до авангарда», 1992; «Русская культура», 2000 и многие другие его работы.
Д.С. Лихачев был избран иностранным членом и членом-корреспондентом Академий многих европейских стран, почетным доктором университетов Бордо, Будапешта, Оксфорда, Софии, Цюриха, Эдинбурга.
Дмитрий Сергеевич являлся крупным общественным деятелем, неоднократно выступал в защиту культурного наследия. Человек, которого по праву называли «совестью нации», был увенчан самыми высокими учеными степенями и званиями, поставлен во главе многих научных сообществ. Входил в состав комиссии по правам человека при администрации Санкт-Петербурга, был председателем правления Фонда культуры (1986).
Академик Лихачев был не только наставником, но и заступником России, защищая гонимых ученых, дискредитируемые нравственные ценности, духовные традиции, архитектурные памятники, малые города.
Цитаты Д.С. Лихачева:
О добрых людях очень легко, интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные. А плохие — все одинаковые и неинтересные.
Отсутствие совести у людей, занятых в хозяйстве, в экономике, наносит ущерб материальный. Отсутствие совести у людей, ответственных за культуру, наносит ущерб духовный. Но если в экономике можно наверстать упущенное, то ущерб в культуре чаще всего невосполним.
Нравственный дальтонизм: мы разучились различать цвета, точнее — отличать чёрное от белого. Воровство есть воровство, бесчестный поступок остаётся бесчестным поступком, как бы и чем бы они ни оправдывались! А ложь есть ложь, и я не верю, что ложь может быть во спасение.
Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя.
Литература, пожалуй, самый важный предмет для становления личности. Литература дает возможность человеку как бы прожить жизнь за героев произведения. Нет, я не о вульгарном подражании герою, мол, прочитает молодой человек роман и непременно станет лучше. Чтение классики — это огромный духовный процесс.
Основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли.
Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
(Источник цитат: https://citatnica.ru)
Литература в фонде библиотеки:
Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы древней Руси, 1975
Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т., 1987
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном, 1988
Лихачев Д.С. Русская культура, 2000