Литературный портрет. Теодор Драйзер. Герой на социальном фоне

К 150-летию со дня рождения американского писателя

Теодора Драйзера (1871-1945)

Теодор Драйзер – американский писатель, публицист и прозаик, общественный деятель. Он внес огромный вклад в развитие американской культуры и мировой литературы. Многие специально изучают английский язык, чтобы читать его произведения без перевода.

Он родился в штате Индиана в городе Терре-Хот 27 августа 1871 года в многодетной немецко-чешской семье, которая скиталась по Америке в поисках лучшей доли.

Будущий писатель рано стал самостоятельным. После школы в 1889 г. он поступил в Индианский университет, но через год покинул его из-за невозможности оплатить учебу. Прежде чем стать писателем, работал мойщиком посуды, контролером, клерком, механиком, земельным агентом. Имея большой жизненный опыт, Т. Драйзер стал репортером, сотрудничал с газетами Чикаго, Питсбурга, Нью-Йорка, с журналами «Метрополитен», «Космополитен», «Харперс».

Писал о политических событиях, о писателях, брал интервью у общественных деятелей Эндрю Карнеги и Томаса Эдисона.

В 1900 г. вышел первый роман Драйзера «Сестра Керри», рассказывающий историю простой американской девушки Каролины Мибер, которая приезжает из провинции в Чикаго с мечтой стать театральной звездой и становится ею.

В 1911 г. был опубликован роман «Дженни Герхард», где писатель возвращается к теме судьбы девушки из народа. Но Дженни, в отличие от Керри, оказавшись жертвой буржуазного общества, остается воплощением лучших качеств, присущих простым труженикам.

В 1912-м романом «Финансист» Драйзер открыл свою «Трилогию желаний» (второй том «Титан», 1914г., третий том «Стоик» был не закончен, опубликован в 1947г.). В основе трилогии – история жизни чикагского финансового магната.

В 1916г. Драйзер пишет роман «Гений», который считает своим лучшим произведением. Герой – талантливый художник, который, стремясь к богатству, становится дельцом и утрачивает свой дар.

Вершины реалистического мастерства писатель достиг в романе «Американская трагедия» (1925). В погоне за удачей, из-за желания выгодно жениться, молодой человек, сын проповедника, совершает преступление, убивает свою бедную беременную возлюбленную. Роман принес художнику всемирную известность, стал знаменем реалистической литературы США 1920-х годов.

Теодор Драйзер – художник-натуралист. Его мастерство – это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Он передает быт во всех его мельчайших подробностях: он вводит документы, цитирует прессу и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Драйзера в отсутствии стиля, не понимая его особой природы.

В 1927г. он принял приглашение посетить СССР и принять участие в праздновании 10-й годовщины Октябрьской революции. 7 ноября он был на Красной площади. В ходе своего 77-дневного путешествия Драйзер побывал в Ленинграде, Киеве, Баку, Тбилиси, Одессе и других советских городах, встречался с Владимиром Маяковским и Сергеем Эйзенштейном. После поездки опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию».

В 1930-м кандидатура Т. Драйзера была выдвинута на получение Нобелевской премии по литературе. При его содействии в 1932 г. прошел Международный антивоенный конгресс в Амстердаме, в инициативный комитет которого входили кроме него Анри Барбюс, Максим Горький, Альберт Эйнштейн.

В 1938-м он посетил охваченную гражданской войной Испанию. После встречи писателя с президентом Ф. Рузвельтом, Испания получила гуманитарную помощь от США.

В 1944 г. Американская академия искусств и литературы наградила Драйзера почетной золотой медалью «За выдающиеся достижения в области искусства и литературы». В августе 1945 г. он вступил в Компартию США.

28 декабря 1945 года Теодор Драйзер скончался от сердечной недостаточности в Голливуде, штат Калифорния.

 

Книги, выделенные жирным шрифтом, имеются в фонде библиотеки

Написать комментарий: "Литературный портрет. Теодор Драйзер. Герой на социальном фоне"