К 90-летию со дня рождения советского композитора
Микаэла Леоновича Таривердиева
(1931-1996)
Композитор Микаэл Леонович Таривердиев родился 15 августа 1931 года в столице Грузии в Тифлисе (ныне Тбилиси).
В детстве занимался боксом, конным спортом, мотоциклом, был членом сборной Грузии по плаванью на дальние дистанции. И при этом предпочтение отдавал музыке. Учился он в музыкальной школе при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции профессора Шалвы Мшвелидзе.
В 1945 году в Тбилисском театре оперы и балета на музыку юного композитора были поставлены два одноактных балета «На берегу» и «Допрос».
Проучившись полтора года в Ереванской консерватории, Микаэл Таривердиев уехал в Москву, где поступил в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных), окончил его в 1957 году. Был учеником известного советского композитора Арама Хачатуряна.
В институтские годы Таривердиев написал свои первые вокальные циклы, состоялся его дебют как композитора в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.
Будучи студентом, он стал автором музыки к фильму «За бортом» (1958), затем написал музыку к картинам «Юность наших отцов» (1958), «Человек идет за солнцем» (1961), «Мой младший брат» (1962), «До свидания, мальчики» (1964) и другим.
В 1970-х годах на экраны вышли знаменитые фильмы «Семнадцать мгновений весны» (1973) и «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), в которых звучит музыка Таривердиева.
Всего композитор написал музыку более чем к 130 фильмам, в их числе «Ошибка резидента» (1968) и другие фильмы этого цикла, «Король-олень» (1969), «Пропавшая экспедиция» (1975), «Золотая речка» (1976), «Загадка Эндхауза» (1990), «И возвращается ветер…» (1991), «Русский регтайм» (1993), «Летние люди» (1995).
В рамках кинематографа Микаэл Таривердиев провозгласил «третье направление» в музыке, суть которого – донести поэзию просто, без поставленного голоса. Музыка должна быть написана на лучшие, часто необычные стихи. Первым из композиторов Микаэл Таривердиев обратился к поэзии Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко. С попыткой создать новый стиль исполнения связана работа композитора с Еленой Камбуровой, вокальным дуэтом Галины Бесединой и Сергея Тараненко, вокальным трио «Меридиан». С музыкой Таривердиева связан дебют Аллы Пугачевой в кинематографе – в музыкальной сказке «Король-олень» и фильме «Ирония судьбы, или С легким паром».
Композитор написал также музыку к спектаклям «Назначение» и «Восхождение на Фудзияму» театра «Современник», «Прощай, оружие!» театра Ленком, «Герой нашего времени» Театра на Таганке, «Преступная троица» и «Король, дама, валет» Московского театра «Сфера» и другим.
Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Им написаны концерты для органа («Кассандра», «Полифоническая тетрадь»), десять хоральных прелюдий «Подражание старым мастерам», симфония для органа «Чернобыль». Среди сочинений Таривердиева – два концерта для скрипки с оркестром, «Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра», созданный по заказу Юрия Башмета.
Оперы Таривердиева «Кто ты?» и «Граф Калиостро» были поставлены в московском Камерном музыкальном театре Борисом Покровским. Моно опера «Ожидание» – в Камерном музыкальном театре под руководством Бориса Покровского, Софийском театре оперы и балета, Ереванском театре оперы и балета.
Таривердиев написал балеты «Тень», «Поэма о счастье», «Девушка и смерть», «Девочка на шаре».
Для голоса и фортепиано композитором созданы циклы: «Сонеты Шекспира», «Акварели» (на слова средневековых японских поэтов), «Прощай, оружие» (на слова Эрнеста Хемингуэя), «Грустные песни» (на слова Аветика Исаакяна), «Следы на песке» (на слова Семена Кирсанова), а также вокальные циклы на слова средневековых индийских поэтов, российских и советских поэтов Марины Цветаевой, Владимира Маяковского, Михаила Светлова, Беллы Ахмадулиной, Леонида Мартынова, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и других.
С 1979 года Микаэл Таривердиев был секретарем правления Союза композиторов РСФСР.
Возглавлял со дня основания гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России, был художественным руководителем Международной благотворительной программы «Новые имена».
Творчество Микаэла Таривердиева было отмечено Государственной премией СССР (1977), премией Ленинского комсомола (1977), орденом Трудового Красного Знамени (1982). В 1986 году ему было присуждено звание Народного артиста РСФСР.
Таривердиев был лауреатом 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975), премии японской звукозаписывающей фирмы «Виктор» (1978), трижды лауреатом премии «Ника» за лучшую музыку к фильму года (1990, 1993, 1996).
25 июля 1996 года Микаэл Таривердиев скончался в Сочи. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
В 1997 году была издана его книга «Я просто живу». К печати ее подготовила жена композитора, музыковед Вера Таривердиева, перу которой принадлежит и последняя глава книги.
Имя Микаэла Таривердиева носит единственный в России Международный конкурс органистов, который с 1999 года проводится каждые два года в Калининграде.
В 1988 году в рамках основного конкурса российского фестиваля «Кинотавр» учреждена премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева.
В 2002 году Микаэл Таривердиев вошел в Книгу рекордов Гиннеса как обладатель самого большого количества премий за музыку, написанную для кино.
Подготовлено по информации из открытых источников.