Андрей Боголюбский. «Первый Собиратель Руси»

17 июля – День памяти Великого князя Владимирского

Андрея Боголюбского (ок. 1111-1174 гг.)

К 910-летию со дня рождения

 

Столетиями строил русский народ свое государство. Оно создавалось и росло, ширилось в буре исторических испытаний. В XII веке, после распада Киевского феодального государства, инициатива объединения Руси перешла к Владимирским князьям.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (ок.1111-1174 гг.) вошел в отечественную историю как первый из создателей великорусского централизованного государства. Он один из выдающихся представителей рода Рюриковичей в 9 колене, был внуком великого киевского князя Владимира Мономаха, прямым потомком византийского императора Константина Мономаха, одним из старших сыновей князя Юрия Долгорукого.

Его называли «северным самовластцем», «первым русским царем». Он принадлежит к числу таких личностей Древней Руси, с которыми связано начало новой эпохи в исторической жизни русского народа. После распада Киевской Руси

Андрей Боголюбский превратил город-крепость Владимир в столицу Северо-Восточной Руси, ставшей тем корнем, на котором выросло могучее древо государства Российского. Намного глубже и дальше своих современников видел князь своим умом. За годы своего правления Владимир постепенно превращался в новый политический и культурный центр русского государства. Всего лишь за шесть лет (1158-1164) гг.) город превратился в огромную крепость, окруженную валами длиной семь километров, превзойдя в этом отношении и Киев, и Новгород. Главные ворота – Золотые – сохранились до нашего времени и являются уникальным памятником домонгольской русской военной архитектуры.

Во времена Андрея Боголюбского на северо-востоке Руси были очень сильны языческие верования. Перед князем стояла труднейшая задача – объединить все разноплеменное население в единую народность, с общими культурными и религиозными традициями, но ему удалось это сделать.  Он стал одним из первых князей, просветивших северную Русь светом христианской веры, утвердив православие как государственную религию.

За годы княжения им было выстроено свыше 30 церквей. Всех приезжих: и латинян, и язычников, князь Андрей приказывал водить в воздвигнутые храмы и показывать им истинное христианство. Благодаря созидательной работе князя и его просветительской деятельности православная вера распространилась и укрепилась повсюду, объединяя русский народ в единую нацию. Перенесение из Киева во Владимир иконы Божией Матери, строительство Успенского собора и Золотых ворот во Владимире, белокаменного дворца в Боголюбове и церкви Покрова-на-Нерли – это лишь самые известные материальные плоды его трудов. А кроме того, были военные походы, в летописях много раз отмечалась его миротворческая деятельность. Будучи бесстрашным воином, он пользовался любым случаем, чтобы добиться цели мирными средствами. Среди его заслуг и литературная деятельность, переписка с философами, создание церковных библиотек, введение новых православных праздников.

Сведения о личности и жизни великого Владимирского князя Андрея Боголюбского насколько реалистичны, настолько же и легендарны. Летописные источники, историческая литература очень скупо сообщают о фактах ранней жизни князя Андрея. Точно неизвестно и место его рождения. По всей вероятности, это был Суздаль. Много предположений высказано историками и о причинах гибели Боголюбского. Доподлинно известно, что князь был убит в своей резиденции в Боголюбове в ночь с 28 на 29 июля 1174 года в результате заговора его приближенных. Пожалуй, нет в истории более загадочной личности, чем он.

Но по прошествии веков личность святого благоверного князя Андрея Боголюбского не утратила своего величия и живого интереса, оставив в истории яркий, зримый след – в виде архитектурных памятников и в стремлении к объединению русских княжеств, тем самым заложив основы современной российской государственности.

 

Книги в фонде библиотеки:

Глушкова В. Земля Владимирская, 2010

Соколов А. Первый собиратель великой Руси, 2009

Основатель российской государственности Андрей Боголюбский. Сборник материалов Боголюбовских чтений, 2011

Написать комментарий: "Андрей Боголюбский. «Первый Собиратель Руси»"