1 июня
Блгв. Вел. кн. Димитрия Донского (1389)
Вел. Кн. Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407)
2 июня
Обретение мощей свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431)
Святитель Алексий был талантливым церковным деятелем Древней Руси. Более двадцати лет он был во главе Русской православной церкви.
3 июня
Владимирской иконы Божией Матери
Это величайшая святыня Русской земли была, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой еще в 1 веке по Рождестве Христовом. До середины 12 века она находилась в Константинополе, а затем император Феодосий прислал ее в подарок великому князю Юрию Долгорукому. Почитаемый образ Пресвятой Богородицы был помещен в монастыре в Вышгороде, близ Киева.
Благоверный князь Андрей Боголюбский взял эту икону с собой, отправляясь во Владимиро-Суздальскую землю. Вначале она находилась в основанном святым князем Андреем Боголюбском монастыре, а в 1160 году была перенесена в каменный Успенский храм во Владимире и стала именоваться Владимирской.
В истории Руси отмечены многие случаи заступления и помощи Богоматери народу русскому посредством Владимирской иконы. В память об этом установлены особые дни празднования ей:
3 июня – в память о чудесном избавлении Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году;
6 июля – в память спасения Москвы от войск Ахмата в 1480 году;
8 сентября – в память избавления Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.
Равноапп. Царя Константина (Ярослава) и матери его царицы Елены (327)
Согласно легенде. Бывший язычник Константин уверовал в Единого и всю жизнь свою посвятил преумножению его славы. Святая Елена, мать Константина, была распространительницей учения Христова.
5 июня
Преп. Ефросинии, игумении Полоцкой
Прославилась в русской церкви как покровительница женского монашества. Она была дочерью Полоцкого князя Георгия Всеславича. Когда ей было 12 лет она тайно от всех покидает княжеский дворец, идет в Борисоглебский монастырь к родственнице игумении и просит постричь ее в черницы. По благословлению Полоцкого еп. Илии Евфросиния (такое имя приняла княжна) стала жить при Софийском соборе. Около 1128г. еп. Илия поручил преп. Евфросинии устроить женский монастырь. В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. Незадолго до смерти Евфросиния отправилась в паломничество по Святым Местам. В русском монастыре Пресвятой Богородицы преп. Евфросиния мирно отошла к Богу 24 мая 1173г.
6 июня
Память преподобного Никиты Столпника
Никита родился в Переяславле-Залесском и долгое время вел жизнь неправедную. Но в руки ему попалась священное писание, и он прочитал книгу от начала до конца. После этого он оставил семью и неправедно нажитое богатство, ушел искать уединения, чтобы вымолить прощения за свои грехи.
7 июня
Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850)
9 июня
Прп. Ферапонта Белозерского, Можайского (1426) и
обретение святых мощей преподобного Нила Столобенского (1667)
Преподобный Ферапонт Белозерский и Можайский носил в миру имя Феодора. Юношей он постригся в монастыре, был учеником святого Сергия Радонежского.
Прав. Иоанна Русского, исп. (1730)
Святой Иоанн родился в России в 1690 году. В молодости попал в плен (в 1711 г.) и был продан турецкому аге (титул военачальника) родом из города Прокопион в Малой Азии. В те годы в Турции находилось немало русских рабов. Некоторые из них ради облегчения своих страданий отрекались от Христа и становились мусульманами. Но Иоанн, находясь в плену, твёрдо хранил веру православную, терпел презрение и ненависть турок. Страдалец неизменно отвечал так: «Я – русский, верный слуга Царя моего. Но сейчас я – ваш раб телом и верно вам служу. А душа моя не подвластна вам. Правой веры родителей моих никогда не отрекусь: в христианстве я родился христианином и умру».
10 июня
Вознесение Господне
В этот день вспоминается восшествие Господа Иисуса Христа на небо и обетование о его втором пришествии. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви.
ВОЗНЕСЕНИЕ
Божественный на Божием престоле;
Христос на небо, выше всех светил,
В Свое отечество, туда, отколе
Сошел на землю, в славе воспарил.
Своих же не покинул Он в неволе,
Их не оставил в узах темных сил;
Нет! Слабых их и трепетных дотоле
Неколебимым сердцем одарил.
И всех стремящихся к Его святыне
Горе на крыльях душ ему вослед
Он свыше укрепляет и поныне:
Им песнь Эдема слышится средь бед,
Средь бурь, в юдоли слез, в людской пустыне,
И так вещает: «Близок день побед!»
В.К. Кюхельбекер 19 мая 1832 г.
11 июня
Мученицы Феодосии девы, Тирской (307-308)
Мученица Феодосия, Цареградская дева, жила в 8 столетии, в эпоху иконоборчества. Мученическую смерть приняла, спасая образ Спасителя.
Св. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961)
11 июня
Иконы Божией Матери «Споручница грешных»
Чудотворная икона находилась в Одринском мужском монастыре, Орловской епархии, и также в Москве, в Николо-Хамовнической церкви. Та и другая прославились в 40-х годах 19 века многими чудотворениями; Московская – видением света и истечением мира от нея. Нименование иконы Божией Матери «Споручницей грешных» служит выражением той многоразличной благодатной любви Ее к грешному человеческому роду, которую Она проявляла во все времена.
14 июня
Прав. Иоанна Кронштадтского
20 июня
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА
В праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого духа в виде огненных языков. Дух Святой сошел на апостолов. Как бы наполнил их Собой, и они совершенно переменились. Они сразу стали говорить на разных языках, которых прежде не знали. Простые рыбаки получили такую премудрость, силу и неустрашимость, что смогли обратить в веру Христову всю вселенную. День сошествия Святого Духа на апостолов явился днем рождения Церкви.
Название Пятидесятницы этот праздник получил, как потому, что воспоминаемое событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, так и потому, что после Пасхи он бывает в 50-й день. В первый раз после Пасхи поется молитва Святому Духу. С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы березками, травой и цветками. Березовые ветви не освящаются, как вербы в вербное воскресенье, они просто символизируют жизнь, так как Святой Дух – «жизни податель».
21 июня
ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА
В этот день мы совершаем особое празднование в честь Святого духа – третьего Лица Святой Троицы.
24 июня
Иконы Божией Матери «Достойно есть»
Икона находится на Афоне. Там однажды в келию к иноку зашел некто странник. Это было под воскресный день. Оба они стали петь всенощную, и когда инок запел было древнюю песнь Богородице – «Честнейшую Херувим», то странник сказал: «Унас не так величают Богородицу; мы поем прежде «Достойно есть» и затем прибавляем «Честнейшую». Инок просил гостя написать это, чтобы и ему так петь. За неимением бумаги он написал на камне; камень. Как воск, умягчался под его рукою. И глубоко врезывались слова, и сам тотчас же сделался невидимым. После такого чуда икона взята была в соборный храм и получила название «Достойно есть».
27 июня
Неделя всех святых
Во второе воскресение после Пятидесятницы установлен переходящий праздник Всех Святых от века Богу благоугодивших из глубокой древности и до наших дней.
«Быть русским – значит не только говорить по-русски. Но значит – воспринимать Россию сердцем, видеть любовию ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своебразие, понимать, что это своебразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время – указание Божие, имеющие оградить Россию от посягательств других народов, и требовать для этого дара свободы и самостоятельности на земле. Быть русским – значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции, и любовью принимать ее как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским – значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и строители… без веры в Россию нам не возродить ее». Ив. Ильин.
Иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Основой написания иконы послужило пророчество Симеона Богоприимца, старец обратился к Богоматери со словами: «Вот лежит сей на падение и на восстание многих в Израиле. И будет Он предметом пререканий: они будут говорить, что Он благ, другие, напротив, что Он обманывает народ. И сделают Его. По слову пророка Иеремии, как мишень, в которую стреляют, повесивши его на древе крестном и, как стрелами, пронзив Его гвоздями и копьем. В то время и Тебе Самой, безмужняя Матерь, пройдет сквозь душу оружие печали и болезни сердечной, когда увидишь Ты Сына Твоего пригвожденным на кресте и когда будешь провожать из мира с великой скорбью и рыданием».
На иконе изображена Богоматерь с семью воткнутыми в сердце мечами – по три справа и слева, и один снизу. Число 7 в Св. Писании вообще означает «полноту» чего-либо, а в данном случае полноту того горя, «печали и болезни сердечной», которые были перенесены Пресвятой Девой Марией в Ее жизни на земле. После всего сказанного понятно вполне, почему такую икону называют «Симеоново проречение», она же называется и «Умягчение злых сердец». Празднование этой иконы совершается в неделю Всех Святых.
Иконы Божией Матери «Нерушимая Стена»
В главном алтаре Киево-Софийского собора под сводом над горним местом находится мозаический образ Пресвятой Богородицы, именуемой «Нерушимая Стена». Необоримая Заступница земли русской и в самые тяжкие времена подавала ей благодатную помощь. Икона получила своё наименование «Нерушимая Стена» ввиду того, что на протяжении почти девяти веков оставалась неповреждённой, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению. По киевскому преданию, стольный град не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь «Нерушимая Стена».
30 июня
Всех святых, в земле Российской просиявших
Св. отцы и подвижники благочестия Русской Церкви своей жизнью, наставлениями о духовном совершенствовании показывают нам путь спасения. Их назидания просты ежедневная молитва, внутреннее устроение, по заповедям Христовым, жизни в семье, любовь к окружающим, усердный труд на благо ближних, умиротворенное состояние духа. Во всех случаях жизни следует прибегать к всесильной помощи Сына Божия: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», к заступничеству Божией Матери: «Пресвятая Богородице, спаси нас», постоянным должно быть памятование о святом, имя которого мы носим: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя святого), ибо я к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей».
Подготовлено по материалам открытых источников