Помни о других, ты не один! Секреты этикета

15 апреля – Всемирный день культуры

«Ничто не стоит нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и культура».

М. Сервантес

Наверное, многие из вас хоть раз в жизни испытывали неловкость оттого, что не знали, как повести себя в той или иной ситуации. Как справиться в гостях с незнакомым блюдом, как выбрать полезный и интересный подарок и красиво преподнести его, как раскованно и достойно вести себя в новой компании? Как принять гостей, чтобы потом никто не имел повода позлословить о вечеринке? Как накрыть на стол и сервировать ужин? Как вести себя, когда с тобой хочет познакомиться мальчик? Хорошо ли проявить инициативу и первой с ним познакомиться? Есть ещё тысячи ситуаций, которые требуют знания определённых правил поведения, то есть знания этикета.

Умение вести себя в обществе, хорошие манеры, воспитанность, хороший вкус, правильная, красивая речь, верность своему слову, обходительность в сочетании с чувством собственного достоинства ценились в человеке даже тогда, когда слова «этикет» ещё не было. А история происхождения этого слова довольно забавная.

На одном из приёмов у французского короля Людовика XIV каждому гостю преподнесли карточку, на которой были перечислены некоторые правила, на соблюдение которых настаивал монарх. От слова «карточка» – по-французски «этикетка» и получило своё название самое «вежливое» слово – этикет, что означает «установленный порядок в том или ином месте».

Как и все знания, которые мы приобретаем в жизни, владение этикетом не появляются само собой – ему надо учиться. И если с детства вы научитесь хорошим манерам, если они войдут у вас в привычку, то вы сильно облегчите себе будущую взрослую жизнь. Ведь, кем бы вы ни стали – врачом, художником, журналистом, – вам придётся общаться с людьми.

Этикет – не свод застывших правил. Изменяются времена, меняется и этикет. Но воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе ценились всегда.

Правила культурного поведения возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем – всё было строго определено и расписано.

 

В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый человек.

На Руси правила хорошего тона складывались с незапамятных времён. Эти правила регулировали взаимоотношения людей. В 16 веке появился сборник под названием «Домострой», который рассказывал о том, что значит быть нравственным. Сборник был основан на христианской морали, поэтому большое место в нём уделялось нравственным поучениям. Понятие нравственности, этики и этикета тесно переплетались. Считалось, что если человек Богу угоден, чист и нравствен, то он всегда будет поступать правильно. Строго осуждалось в Древней Руси алчность и корыстолюбие. Хороший человек обязан был накормить голодного, дать приют страннику, помочь больному.

Первое печатное пособие по правилам поведения в России появилось в 1717 году при Петре Первом и называлось «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Это был свод правил для молодого человека дворянского происхождения.

По правилам хорошего тона, дворянину запрещалось «рот разиня ходить, яко ленивому ослу»; в церкви надлежало «очи свои и сердце весьма к богу обратить и устремить, а не на женский пол».

Много внимания уделялось поведению за столом: сидеть надо прямо, не хватать первому яства с блюда, не вытирать рот рукой, не пить, пока не проглотил пищу. Не чертить вилкой по тарелке, не разговаривать во время еды… Мудрым и дальновидным человеком всё-таки был царь Пётр Первый: современные требования к нормам поведения основаны на тех же принципах, что и 300 лет тому назад.

Этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения, речевого общения. Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-то с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся… И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками становятся культурные, «волшебные слова».

Прости! Часто ли ты произносишь это слово, признавая свои ошибки? Умеешь ли сознаться и раскаяться, извиниться за боль, которую причинил другому человеку своей грубостью, бестактностью, ложью или несправедливым суждением?

Это очень трудно. Но это, пожалуй, самый главный показатель порядочности человека. Главное, не попадать в такие ситуации, а если случилось – достойно и мужественно исправить ошибку.

«На доброе слово не надо скупиться, сказать это слово – что дать напиться».

Н. Рыленков.

Здравствуйте! Это простое слово, которое мы произносим каждый день. На самом деле – это даже не слово, а целая фраза, которая означает «желаю здравствовать» или «будьте здоровы». Об этом добром, тёплом и таком простом слове замечательно написал поэт Владимир Солоухин:

«Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем не знакомы.

Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?»

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?»

 

«Требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость».

В. Ключевский.

Казалось бы, что в этом особенного, но оказывается, многим людям умение поблагодарить за оказанную услугу или дружеское участие даётся нелегко. Если ты научишься принимать с благодарностью предложенную помощь и сам готов поддержать нуждающегося в трудную минуту, не ожидая за это никакой платы, твои отношения с людьми станут намного человечнее и теплее. И как прекрасно, что умению быть благодарным можно научиться!

Правила поведения нашли своё отражение и в устном народном творчестве – пословицах, поговорках, афоризмах.

«Своего спасиба не жалей, а чужого не жди».

«Береги платье снову, а честь смолоду».

«В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

«Мил тот гость, что не долго сидит».

«Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным».

«Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

 

Дорогие друзья! Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил всегда быть вежливым и добрым человеком, это значит, что ребёнок уже начал воспитывать самого себя.

Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давайте говорить друг другу комплименты!

 

Уважаемые наши юные читатели!

 Предлагаем вам В нашей библиотеке вы можете познакомиться с литературой, которая расскажет вам о правилах этикета, научит вас хорошим манерам:

 

1.Бабина Н. «Секреты этикета».

2.Лихачёва Л. «Уроки этикета».

3.«Этикет от А до Я»

и другие

Написать комментарий: "Помни о других, ты не один! Секреты этикета"