Аркадий Аверченко. Мастер беспощадной сатиры

К 140-летию со дня рождения

русского писателя, сатирика, драматурга и театрального критика

Аркадия Тимофеевича Аверченко (1881-1925)

 

Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель, сатирик, драматург и театральный критик. Он был внимательным и ироничным литератором, который умел подобрать точное и емкое слово, раскрывая социальные проблемы и беды окружающего его общества.

Поводом для улыбки и смеха для этого мастера сатиры было все: «…теща и октябрист, телефон и Государственная дума, трамвай и зубная боль, граммофон и усиленная охрана, праздничные визиты и смертная казнь», – писал в начале века русский литературный критик А. Кранихфельд. Его ценили как Николай II, так и В.И. Ленин.

Родился будущий «король смеха» 27 марта 1881 года в Севастополе в семье небогатого купца Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой, дочери отставного солдата с Полтавщины. Он не получил никакого начального образования, так как ввиду плохого зрения и слабого здоровья не мог долго заниматься. Но недостаток образования со временем компенсировался природным умом.

Работать Аркадий начал рано, в 15 лет. С 1896 по 1897 годы служил младшим писцом в транспортной конторе в Севастополе. Впоследствии он описал этот период своей жизни в иронической «Автобиографии».

В 1897 году А. Аверченко уезжает работать конторщиком в Донбасс, на Брянский рудник. Там он проработал 4 года, впоследствии написав несколько рассказов о жизни на руднике («Вечером», «Молния» и другие).

В начале 1900х он переезжает вместе с правлением рудников в Харьков, где 31 октября 1903 года в газете «Южный край» появляется его юмористический рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь» (позднее исправлен и пере опубликован под названием «Рыцарь индустрии»). Это произведение играет особую роль в творчестве А.Т. Аверченко. Ведь это был его первый текст, с которым познакомились читатели. Хотя сам писатель считал своим литературным дебютом рассказ «Праведник» (1904).

В 1906-1907годах он, совершенно забросив службу, редактирует сатирические журналы «Штык» и «Меч». Эти издания стали первой постоянной трибуной Аверченко, который вел в них почти все разделы под многочисленными псевдонимами.

Но вот из правления его увольняют со словами: «Вы хороший человек, но ни к черту не годитесь». После этого, в январе 1908 года Аверченко уезжает в Санкт-Петербург. В этом же году группа молодых сотрудников журнала «Стрекоза» решает издавать новый журнал «Сатирикон», секретарем, а вскоре и редактором которого, становится А. Аверченко. С ним сотрудничали художники А.Н. Бенуа и Л.С. Бакст, поэты Саша Черный и С. Городецкий, О. Мандельштам и В. Маяковский, писатели Л. Андреев, Тэффи, Н. Ремизов, А. Куприн, А. Толстой, А. Грин и другие. Именно в «Сатириконе» появились его самые блестящие юмористические рассказы: сборники «Веселые устрицы» (1910), «Рассказы для выздоравливающих» (1912), «Круги на воде» (1912). «… Их автору суждено стать русским Твеном», – проницательно заметил В. Полонский в одной из критических статей. Рассказывали, что журнал читал даже император Николай II, собирая номера вместе, чтобы подшивать их.

По мотивам рассказов Аверченко ставились пьесы во многих театрах страны («Литейном театре», «Кривом зеркале», «Летучей мыши»). За ним окончательно утвердилось звание «короля смеха». С 1908 по 1918 вышло более 40 сборников рассказов А. Аверченко-юмориста.

После Октябрьской революции все резко изменилось.

В июле 1918 года «Новый Сатирикон» был закрыт, его авторы эмигрировали. Перед отъездом из Севастополя за рубеж А. Аверченко успел издать сборник рассказов и фельетонов «Нечистая сила».

В 1920 году после долгих странствий по дорогам Гражданской войны, писатель осел в Праге. Он тяжело пережил расставание с Родиной, хотя активно печатался за границей.

В 1921 в Париже выходит сборник его памфлетов «Дюжина ножей в спину революции». Их герои – дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие – с ностальгией вспоминают о прошлой жизни. В.И. Ленин назвал писателя «озлобленным белогвардейцем», однако при этом нашел книгу «высокоталантливой». В 1922 году в Праге издается сборник «Дети», а еще раньше детская тема появляется в сборнике «О маленьких – для больших» (1916).

В 1923 в берлинском издательстве «Север» вышел сборник эмигрантских рассказов «Записки простодушного». Приблизительно в это же время выходят в свет сборники рассказов «Кипящий котел», «Смешное в страшном». Шаржированные образы Н. Крупской, Ф. Дзержинского, А. Керенского, М. Горького и других Аверченко рисует в книге «Двенадцать портретов». Ностальгические воспоминания о литературной атмосфере предреволюционного Санкт-Петербурга передает юмористический роман «Шутка мецената». Он был издан в 1925 году, уже после смерти автора.

Сатирик скончался от болезни сердца в пражской клинике 12 марта 1925 года. Похоронен на Ольшанском кладбище в Праге.

На родине А.Т. Аверченко на протяжении многих лет считался запрещенным автором. Активно публиковать его произведения начали только в 1980е годы. С тех пор русский читатель заново открыл для себя его юмористические рассказы.

 

PS: В фонде библиотеки есть вышеперечисленные произведения автора.

 

 Подготовлено с использованием материалов открытых источников.

Написать комментарий: "Аркадий Аверченко. Мастер беспощадной сатиры"