Лучшие стихи для детей

21 марта – Всемирный день поэзии

На международном уровне праздник был утвержден ЮНЕСКО в 1999 году. Участники Генеральной конференции, на которой было провозглашено это решение, предпочли перенести торжества на 21 марта – день весеннего равноденствия. Этот рубеж, являющийся точкой перехода от преобладания ночи к удлинению светового дня, символизирует природное обновление и стимулирует вдохновение.

Это праздник всех поэтов, любителей стихов и книг, в которых есть стихотворения.

 

Поздравим всех, кто говорит стихами,

Поздравим, кто в поэзию влюблён,

А может, сочиним стихи и сами,

Ведь жизнь прекрасна, если со стихом!

 

Все дети любят и знают стихи, и вот с самыми известными авторами мы хотим познакомить вас поближе: это Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Сергей Владимирович Михалков, Корней Иванович Чуковский – писатели, которые посвятили всю свою творческую жизнь детям. Это поэты «Страны Детства»

 

Агния Львовна Барто

Родилась в начале 20 века, 17 февраля 1906 года в г. Москве. Любовь к литературе ей привил её отец, Лев Николаевич Волов. С ранних лет он читал ей книги, обучил её азбуке. А когда она написала свои первые стихи, он был первым её строгим ценителем.

И в 1925 году выпустили её первую книжку. Ей было тогда всего 19 лет. Стихи Барто понравились читателям. Она часто встречалась с ребятами, посещала детские сады, школы.

Многие её стихи носили сатирический характер.

В своих стихах она высмеивала такие недостатки, как лень, невежество, жадность, неумение дружить, прощать, неряшливость. Ею написано несколько сценариев для кинофильмов. Многие её стихотворения стали песнями. Всю жизнь Агния Барто посвятила детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений. Умерла А.Л. Барто в возрасте 75 лет, в 1981 году.

Стихи такой поэтессы, как Агния Барто, не просто учат добру, сочувствию и справедливости. Они становятся нравственным ориентиром детей в первые годы их взросления.

 

Шла вчера я по Садовой,

Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена –

Паренек белоголовый,

Закричал мне из окна:

– С добрым утром! С добрым утром!

Я спросила: – Это мне? –

Улыбнулся он в окне,

Закричал еще кому-то:

– С добрым утром! С добрым утром!

Малышам и взрослым людям

Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем:

Это Вовка – есть такой!

 

Я выросла

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки

И Сереже подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой –

Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком…

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст ее мальчишкам,

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?

Он плохой, без колеса

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю…

Но я, кажется, Сереже

Ничего не подарю.

 

«Деды – близнецы»

Раньше с палкой, с посошком,

Дед-Мороз ходил пешком.

Он теперь совсем не тот,

Нынче мы привыкли:

Дед-Мороз под Новый год,

Мчит на мотоцикле.

Или едет он в такси –

Ёлки, ёлки всюду, –

Дед, куда ни пригласи,

Обещает: – Буду!

Целый день звонки, звонки,

В штабе новогоднем:

– Восемь дедов в Лужники,

Вышлите сегодня!

В голубой тулуп одет,

Рассыпая блёстки,

На машине главный дед,

Едет в зал Кремлёвский.

А оттуда главный дед,

Едет в зал Колонный.

А за главным дедом вслед,

Едет дед районный.

На метро во все концы,

Едут деды-близнецы.

В парки, в школы, во дворцы,

Входят деды-близнецы.

Блещет улиц белизна,

Снег на солнце розов.

Вся Москва полным-полна

Дедушек-Морозов.

 

Творчество Самуила Яковлевича Маршака.

Маршак Самуил Яковлевич родился 3 ноября 1887, рано начал писать стихи.

В 1902 году на талантливого мальчика обратил внимание В. В. Стасов, познакомивший его с М. Горьким. Печататься начал в 1907г.

Позже в русских журналах были опубликованы первые переводы Маршака из английской поэзии.

Был организатором одного из первых в стране театров для детей, писал для него пьесы-сказки.

В 1923 вышли первые стихотворные книжки для самых маленьких: «Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке». Маршак писал стихи и для малышей и для детей постарше, и для взрослых. Он писал и сказки, и сатирические произведения, и юмористические. С.В. Михалков является автором гимна нашего государства.

Умер 4 июля 1964 года, в Москве.

Стихи Самуила Маршака для детей – не просто поэтические творения. Маршак подбирает важные слова так, чтобы их понял каждый малыш. Поэт развивает сюжет динамично и задорно, чтобы юный читатель сумел представить перед собой яркую и живописную картину происходящих событий. Все стихи Самуила Маршака учат радоваться красоте, душевной щедрости и доброте.

 

Белые медведи

У нас просторный водоём.

Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа.

Её меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой.

Не задевай меня ногой!

Эскимосская собака

На прутике – записка:

«Не подходите близко!»

Записке ты не верь –

Я самый добрый зверь.

За что сижу я в клетке,

Я сам не знаю, детки.

 

Собака динго

Нет, я не волк и не лиса.

Вы приезжайте к нам в леса,

И там увидите вы пса –

Воинственного динго.

Пусть вам расскажет кенгуру,

Как в австралийскую жару

Гнал по лесам его сестру

Поджарый, тощий динго.

Она в кусты – и я за ней,

Она в ручей – и я в ручей,

Она быстрей – и я быстрей,

Неутомимый динго.

Она хитра, и я не прост,

С утра бежали мы до звёзд,

Но вот поймал её за хвост

Неумолимый динго.

Теперь у всех я на виду,

В зоологическом саду,

Верчусь волчком и мяса жду,

Неугомонный динго.

 

Верблюд

Бедный маленький верблюд:

Есть ребёнку не дают.

Он сегодня съел с утра,

Только два таких ведра!

 

Где обедал воробей

– Где обедал, воробей?

– В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва,

За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлём поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру,

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде,

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил,

Чуть меня не проглотил.

  

Кораблик

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой,

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой.

На палубе матросы

Свистят, снуют, спешат,

На палубе матросы –

Четырнадцать мышат.

Плывет, плывет кораблик

На запад, на восток.

Канаты – паутинки,

А парус – лепесток.

Соломенные весла

У маленьких гребцов.

Везет, везет кораблик

Полфунта леденцов.

Ведет кораблик утка,

Испытанный моряк.

– Земля! – сказала утка. –

Причаливайте! Кряк!

 

Урок родного языка

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

Заняты школьники делом –

Пишут по белому черным,

Пишут по черному белым,

Перьями пишут и мелом:

«Нам не нужна

Война!»

Стройка идет в Ленинграде,

Строится наша Москва.

А на доске и в тетради

Школьники строят слова.

Четкая в утреннем свете,

Каждая буква видна.

Пишут советские дети:

«Мир всем народам на свете.

Нам не нужна

Война!»

Мир всем народам на свете.

Всем есть простор на планете, –

Свет и богат и велик.

Наши советские дети

Так изучают язык.

 

Сергей Владимирович Михалков

Родился 13 марта 1913 г. в Москве. Ходить в школу было очень далеко, и поэтому первоначальное образование было получено дома. Его учила прибалтийская немка, она так обучила будущего поэта немецкому языку, что он в детстве читал известных немецких писателей, как Гёте, Шиллера. Географию, историю, русский язык преподавал местный священник – отец Борис. Обычная школа началась для мальчика с 4 класса, после переезда в Москву, а потом с 14 лет в г. Пятигорске. В семье очень любили литературу. В ранние годы поэт увлекался Пушкиным, Лермонтовым, Крыловым, Некрасовым.

В 15-летнем возрасте было напечатано его первое стихотворение в журнале «На подъёме».

Творчество С.Михалкова, так же разнообразно, как творчество С.Маршака. Он писал для детей и для взрослых. Он пробовал себя как корреспондент (писал заметки, статьи для газет и журналов), как драматург (писал пьесы для театра), как поэт (писал стихи)

  

Белые стихи

Снег кружится,

Снег ложится –

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Рады серые синички:

На морозе мёрзнут птички,

Выпал снег – упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на чёрной спинке

Тают белые снежинки.

Тротуары замело,

Всё вокруг белым-бело:

Снего-снего-снегопад!

Хватит дела для лопат,

Для лопат и для скребков,

Для больших грузовиков.

Снег кружится,

Снег ложится –

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Только дворник, только дворник

Говорит: – Я этот вторник

Не забуду никогда!

Снегопад для нас – беда!

Целый день скребок скребёт,

Целый день метла метёт.

Сто потов с меня сошло,

А крутом опять бело!

Снег! Снег! Снег!

 

А что у вас? (Дело было вечером, делать было нечего)

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так:

– А у меня в кармане гвоздь!

А у вас?

– А у нас сегодня гость!

А у вас?

– А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят.

Котята выросли немножко,

А есть из блюдца не хотят!

– А у нас в квартире газ!

А у вас?

– А у нас водопровод!

Вот!

– А из нашего окна

Площадь Красная видна!

А из вашего окошка

Только улица немножко.

– Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий

Презеленый красный шар!

– А у нас огонь погас –

Это раз!

Грузовик привез дрова –

Это два!

А в-четвертых – наша мама

Отправляется в полет,

Потому что наша мама

Называется – пилот!

С лесенки ответил Вова:

– Мама – летчик?

Что ж такого?

Вот у Коли, например,

Мама – милиционер!

А у Толи и у Веры

Обе мамы – инженеры!

А у Левы мама – повар!

Мама-летчик?

Что ж такого!

– Всех важней, – сказала Ната, –

Мама – вагоновожатый,

Потому что до Зацепы

Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:

– Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьет?

Ну, конечно, не пилот!

Летчик водит самолеты –

Это очень хорошо!

Повар делает компоты –

Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны.

Дело было вечером,

Спорить было нечего.

 

Прививка

– На прививку! Первый класс!

– Вы слыхали? Это нас!.. –

Я прививки не боюсь:

Если надо – уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи и – пошел…

Это только трус боится

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу.

Я вхожу один из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет!

Если только кто бы знал бы,

Что билеты на футбол

Я охотно променял бы

На добавочный укол!..

– На прививку! Первый класс!

– Вы слыхали? Это нас!.. –

Почему я встал у стенки?

У меня… дрожат коленки…

 

 Корней Иванович Чуковский

Миллионы читателей – от двух лет и до глубокой старости – знают Корнея Ивановича Чуковского как весёлого, озорного, мудрого сказочника. Годы жизни – 1882-1969. Творческая личность Чуковского в детской литературе определилась позднее и связана с его наблюдением и изучением жизни детей, их интересов, вкусов, языка, их непрерывного тяготения к творчеству. «Прежде чем написать первую сказку, – пишет Чуковский, – я лет 15 изучал малышей… Без этого длительного изучения ребёнка я не мог бы написать ни строчки для детей» Читая истории о весёлых зверятах, мы учимся быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу – всё, что нас окружает.

Чуковский – самый любимый детский автор и писатель. Его стихи, короткие и длинные, восхищают фантазией и простотой, почти все стихи легкие и хорошо запоминаются. Дети с удовольствием читают, слушают и учат стихи наизусть в саду и в школе.

 

Радость

Рады, рады, рады

Светлые берёзы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Тёмные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким мёдом потекли.

Куры стали павами,

Лысые – кудрявыми.

Даже мельница – и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною

На зелёные луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу

вска-ра-б-каемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

 

Путаница

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!»

Свинки замяукали:

Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Му-у-у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

Ку-ка-ре-ку!

Только заинька

Был паинька:

Не мяукал

И не хрюкал –

Под капустою лежал,

По-заячьи лопотал

И зверюшек неразумных

Уговаривал:

«Кому велено чирикать –

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!»

Но весёлые зверята –

Поросята, медвежата –

Пуще прежнего шалят,

Зайца слушать не хотят.

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат – не потушат,

Заливают – не зальют.

Тут бабочка прилетала,

Крылышками помахала,

Стало море потухать –

И потухло.

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Гуси начали опять

По-гусиному кричать:

Га-га-га!

Кошки замурлыкали:

Мур-мур-мур!

Птицы зачирикали:

Чик-чирик!

Лошади заржали:

И-и-и!

Мухи зажужжали:

Ж-ж-ж!

Лягушата квакают:

Ква-ква-ква!

А утята крякают:

Кря-кря-кря!

Поросята хрюкают:

Хрю-хрю-хрю!

Мурочку баюкают

Милую мою:

Баюшки-баю!

Баюшки-баю!

 

Со стихами этих поэтов можно знакомить детей с самого младшего возраста.

Веселые, добрые и понятные юному слушателю стихи отвечают на тысячи детских вопросов,

легко запоминаются и становятся надежным спутником детства мальчишек и девчонок.

 

В нашей библиотеке вы можете прочитать книги:

А. Барто «Мы с Тамарой»

А. Барто «Игрушки»

С. Михалков «А что у вас?»

С. Михалков «Вот какой рассеянный»

С. Маршак «Разноцветная книга»

К. Чуковский «У меня зазвонил телефон»

К. Чуковский «Бармалей»

и другие книги.

Написать комментарий: "Лучшие стихи для детей"