«Это большой, большой талант»

22 марта — 200 лет со дня рождения русского писателя

Алексея Феофилактовича Писемского (1821 – 1881)

 

 В конце 1840-х в русской литературе появилось новое имя – Алексей Писемский. Выходец из старинного, но обедневшего дворянского рода, он родился в маленьком имении Чухломского уезда Костромской губернии. «Дед мой был безграмотен, ходил в лаптях и сам пахал землю», – писал он в автобиографии.

После окончания костромской гимназии он продолжил учёбу на математическом факультете Московского университета. Закончив его в 1844, поступил на государственную службу.

Первый рассказ Писемского «Нина» был опубликован в 1848. Но известность писателю принесла повесть «Тюфяк» (1850).

Начиная с 1850-х его талант быстро набирает силу. Только за пять лет из-под пера Писемского выходит целый ряд романов, рассказов, повестей: «Брак по страсти» (1851), «Богатый жених» (1851-1852), «Комик» (1851), «Питерщик» (1852), «Леший» (18530), «Плотничья артель» (1855), «Фанфарон» (1854), комедии «Ипохондрик» (1852), «Раздел» (1853).

В 1854 Писемский окончательно оставляет службу в Костроме и перебирается в Петербург, где его ждут как знаменитость. Все крупные журналы охотно печатают произведения писателя. По популярности он обгоняет признанных литературных авторитетов той поры. Во второй половине 1850-х выходят такие значительные произведения, как роман «Тысяча душ» (1858) и пьеса «Горькая судьбина» (1859), за которую писателю была присуждена премия Петербургской академии наук.

Творчество Писемского в 1850-х имело критическую направленность, вполне в стиле натуральной школы. «У него все попы. Чиновники и генералы – сплошные мерзавцы. Никто не оплевал так старый суд…», – заметил о Писемском А.П. Чехов.

Сам писатель характеризовал своё творчество так: «Сначала я обличал глупость, предрассудочность, невежество, смеялся над детским романтизмом и пустозвонными фразами, боролся против крепостного права, преследовал чиновничьи злоупотребления, обрисовал цветки нашего нигилизма… и, в конце концов, принялся за сильнейшего, может быть, врага человеческого… за поклонение золотому тельцу».

Значительное место в произведениях Писемского занимает в этот период и тема «маленького человека», который, как правило, превосходит тех, кто стоит над ним («Тысяча душ», «Комик»). Правдиво и с глубоким сочувствием пишет он о трагедии русского крестьянства («Плотничья артель», «Питерщик», «Леший», «Батька» и др.).

Отношение к актуальным политическим вопросам Писемский выразил в романе «Взбаламученное море» (1863), в котором критиковал не только деградирующее дворянство и либеральную интеллигенцию, но и революционных демократов.

После публикации этого романа перед Писемским закрываются двери всех крупных журналов. Эту тему писатель продолжил в романе «В водовороте» (1871), который получил высокую оценку Л.Н. Толстого. В 1860-1880 Писемский написал ещё несколько больших исторических романов: «Люди сороковых годов» (1878) – своеобразная биография писателя, «Масоны» (1880), а также ряд очерков, пьес, драматических памфлетов.

Последние произведения писателя были прохладно встречены критикой и читателями. И только на рубеже веков Писемского стали понимать и оценивать по достоинству. Его признали предшественником таких мастеров русской прозы, как Н.С. Лесков и А.П. Чехов. А.П. Чехов писал: «Это большой, большой талант».

 

PS: Жирным шрифтом в тексте выделены произведения, имеющиеся в библиотеке.

  

Подготовлено по материалам Календаря знаменательных дат.

Написать комментарий: "«Это большой, большой талант»"