Святые угодники земли Крымской

Когда мы говорим о Крыме, наше воображение сразу начинает рисовать серпантины дорог среди стройных кипарисов, море, радующее глаз своей лазурью, зубчатые вершины Ай-Петри с тонкой лентой канатной дороги.

Но Крым – это еще и древний Херсонес, ставший крещенской купелью для князя Владимира, это каменоломни Инкермана, где отбывал ссылку один из Римских епископов. Наконец, это источники, целебная сила которых связана с молитвами мучеников.

По преданию, христианство в Крым принес в первом веке апостол Андрей Первозванный. Потом здесь проповедовал святой Климент, папа Римский, ученик апостола Петра и спутник апостола Павла.

Эта земля стала местом столкновения цивилизаций. Кочевники-язычники, византийцы, генуэзцы-католики, тюркское население, исповедовавшее ислам, иудеи-хазары: все боролись за влияние на полуострове.

С Крымом связаны труды равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, здесь когда-то принял крещение князь Владимир. Вспоминают в сонме крымских святых православную царицу-монахиню Феодору. Она правила в четырнадцатом веке. На её княжество напали генуэзцы. Феодора имела возможность скрыться, но не оставила свой народ. Вместе со своей дружиной царица погибла в монастыре на горе Кастель.

Угодники Божии чьи святые мощи обретены и пребывают в Крыму.

 Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), исповедник, архиепископ Крымский, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в г. Керчи в 1877 г. Религиозного воспитания в семье не получил. В поисках истины он прошёл через увлечение учением Льва Толстого, но вскоре, изучив Священное Писание, понял, что истина – только в Православии.

После окончания университета он занимался медицинской практикой и научной работой. В 20-е годы работал хирургом в Ташкенте, при этом активно участвовал в церковной жизни: был рукоположен в диакона, а затем – в иерея, и впоследствии совмещал священническое служение с работой врача. Через три года иерей Валентин принял монашеский постриг. 30 мая 1923 г. он был тайно рукополжен во епископа. Ему пришлось пережить множество арестов, ссылки, которые не ослабили его веры и горячей ревности.

Святитель Лука – выдающийся хирург мирового класса, его научные труды до сих пор не теряют своего значения.

Последнее место служения святителя Луки – Крымская епархия. В конце жизни он ослеп, но не оставил своей паствы.

Преставился ко Господу его служитель 11 июня 1961 г. в день всех святых, в земле Российской просиявших.

… Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий некоторое время был лишён возможности трудиться в больнице, и принимал пациентов у себя дома. Самые безнадёжные больные, исцелялись после посещения Владыки Луки. Успешное лечение было связано не только с профессиональным умением профессора медицины, но и с глубокой верой Владыки. Он учил и больных просить выздоровления у Бога. По свидетельству очевидцев в последние годы жизни, теряя зрение, Владыка продолжал помогать страждущим, консультировал, вымаливал безнадёжно больных людей.

Параскева Топловская (1849-1928), в миру Ольга Ивановна Родимцова по окончании Московского Мещанского училища поступила в Московский Страстной монастырь, где в 1874 году была пострижена в монахини с именем Вячеслава. В 1875, игуменья Страстного монастыря Вячеслава перешла в Топловский монастырь Таврической епархии, расположенного в лесистой местности между городами Белогорском и Старым Крымом. И вскоре была назначена секретарём монастырского совета, а позже – казначеем.

В 1889 году епископ Таврический Мартиниан (Муратовский), постригает инокиню Вячеславу в мантию с наречением имени в честь преподобномученицы Параскевы. В декабре того же года назначил настоятельницей монастыря, а 26 июля 1890 года, в день памяти Параскевы, возвёл в сан игуменьи.

С 1889 по 1928 годы Параскева являлась настоятельницей и управляла Топловской обителью. За труды на пользу обители в 1894 г. матушка Параскева была удостоена самой высшей награды, какую могут иметь монашествующие женщины – наперсного Креста.

Матушка вела строгую подвижническую жизнь, непрестанно молилась и стяжала кротость, милосердие, была очень нестяжательна и страннолюбива. Всю жизнь Матушка Параскева отдала служению на благо монастыря. Трудами и молитвами Матушки Параскевы устраивалась Топловская обитель, строился трёхпрестольный Свято-Троицкий собор, а также другие храмы на монастырских подворьях в Феодосии, Симферополе, Старом Крыму и Керчи, много церковно-хозяйственных зданий (церковно-приходские школы, дома для священников и т.п.). Одним из главных дел Матушки было строительство Собора во славу Живоначальной Троицы, который был взорван в 1928 году.

13 июля 1928 г. Президиум КрымЦИКа вынес постановление о закрытии монастыря. Игуменья Параскева и монахини обители продолжали делать всё возможное, сопротивляясь превосходящей силе государственного атеизма. В своём завещании игуменья писала: «Не скорбите, родные мои сестры, о мне, о вашей старой матери, крепко о господе вас любящей. Молитесь за меня церковной и келейной молитвой, любите беззаветно гораздо больше своей жизни святую обитель и живите согласно обетам монашеским. Всё это, то есть ваши молитвы, ваша крепкая любовь к святой обители и подвижническая ваша жизнь, послужит мне оправданием пред Господом, окрылит мою душу и приблизит к Сионской горе и ко граду Бога Живого, Иерусалиму Небесному». 3 декабря 1928 года у игуменьи Параскевы случился паралич сердца, который привел к смерти.

Решение о причислении к лику местночтимых святых Симферопольской епархии игуменьи Свято-Троицкого Топольского монастыря, подвижницы благочестия Параскевы (Родимцевой), было принято Священным синодом УПЦ 25 марта 2009 г. 11 июля 2010 года состоялось прославление её в лик святых.

Святые угодники XIX века

Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический, в миру Григорий Платонович Карпов, родился в 1814 году в Саратове в семье священника.

Окончив в 1837 году Саратовскую духовную семинарию, Григорий Карпов поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 12 июля 1838 года студент-академик был пострижен в монашество с именем Гурий – в честь святителя Гурия Казанского, 4 августа рукоположен в иеродиакона, а 20 ноября 1839 года – в иеромонаха.

По окончании академии, иеромонах Гурий был определён в Пекинскую миссию. Десять лет с 1840 года по 1850 год, отец Гурий нёс апостольские труды в далёком Китае. В 1851 году возвращён в Санкт-Петербург.

В 1856 году архимандрит Гурий вновь отправляется в Китай. Прожив там 18 лет, изучил китайский язык, свободно говорил и писал на нём, что позволило ему перевести на китайский язык Новый Завет.

С 28 ноября 1867 года он епископ Таврический и Симферопольский. 12 апреля 1881 года возведён в сан архиепископа.

Преосвященный Гурий много сделал для Таврической епархии, проявил себя необычайно хозяйственным и мудрым в управлении. Он вёл большую миссионерскую деятельность и боролся с разными сектами. За свои труды был удостоен многих церковных и государственных наград.

Как человеку ему присущи были такие качества, как незлобие, бескорыстие, доброе отношение к людям, любовь к правде, помощь нищим.

Блаженная кончина архиепископа Таврического Гурия последовала 17 марта 1882 года в Симферополе. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 18 мая 2008 г. прославлен в лике святых с установленным днём памяти 17 марта.

Святые новомученики Крымские

 Епископ Симферопольский и Крымский Порфирий, в миру Поликарп Васильевич Гулевич, родился 26.02.1864 г. в с. Токаревка Литинского уезда Подольской губернии в семье священника.

В 1885 году окончил Подольскую Духовную семинарию и в 1886 году в день праздника Казанской иконы Божией Матери, принял священный сан. С 1914 по 1928 год отец Поликарп был благочинным и настоятелем собора в г. Ольгополе, а также преподавал Закон Божий в местной гимназии. Исполняя эти обязанности, он проявил себя как истинный пастырь стада христова.

В 1928 г. был вызван Харьковским ОГПУ из Ольгополя в Харьков, где познакомился с церковной жизнью Харькова и сблизился с замечательным священником. Именно в Харькове отец Поликарп познакомился с архиепископом Харьковским и Ахтынским Константином (Дьяковым), с которым впоследствии находился в близком общении.

21 июня 1928г. был пострижен в монашество с именем Порфирий настоятелем Киевского Свято-Троицкого монастыря архимандритом Иовом. 24 июня 1928г. был наречён, а на следующий день рукоположен во епископа Криворожского, викария Днепропетровской епархии.

С первых дней архиерейского служения владыка снискал уважение и любовь духовенства и мирян. 18 сентября 1930 г. был издан указ о назначении епископа Порфирия викарием Одесской епархии с переводом на Зиновьевскую кафедру. Там владыку Порфирия запомнили смиренномудрым архиереем, неутомимым борцом с раскольниками и обновленцами.

17 сентября 1931г. назначен на Феодосийскую и Крымскую кафедру. В 1933 г. был арестован. Поводом послужило то, что владыка неоднократно, открыто разъяснял своей пастве о существенных разногласиях, существующих между последователями патриарха Тихона и обновленцами. Через два месяца был отпущен.

Владыка служил в Симферопольском Преображенском соборе в окружении единомышленников: протоиерея Николая Казанского, протоиерея Дмитрия Полежаева, игумена Макария (Гонцы). На службу епископ Порфирий ходил всегда пешком. Служил владыка вдохновенно. Обращаясь к народу, говорил: «Советская власть притесняет религию, арестовывает духовенство, доходя до беззакония, однако все это к лучшему и временно…». Открыто владыка призывал православных молиться о «…сосланных и заключённых, невинно томящихся в изгнании архиереев, священстве, монашествующих и мирянах».

9 октября 1936 г. епископ Порфирий был вновь арестован. На допросах держался просто и твёрдо. На провокационные вопросы следователя отвечал безбоязненно, не роняя архиерейского достоинства. Архипастыря обвиняли в том, что он благословлял священство молиться за уже осужденных и тем самым демонстрировал их невиновность. В течение 4 месяцев с другими священниками содержался в симферопольской тюрьме.

3 января 1937 г. приговорён к пяти годам административной высолки в Казахстан. В феврале 1937 г. был сослан на станцию Уш-Тобе Каратальского района Талды- Курганской области. Там проживали сосланные в 1935 г. другие священники, с которыми он жил, общался. Особенно он много общался с епископом Макарием. Жили они очень замкнуто, мало общаясь с внешним миром, пребывая в постоянной молитве и богомыслии. Иногда тайно на дому совершали Божественную Литургию.

20 ноября 1937 г. епископ Порфирий и епископ Макарий были арестованы. Их обвинили в том, что на станции Уш-Тобе они «… проводили антисоветскую пропаганду и дискредитировали Советскую власть, а также поддерживали связь с контрреволюционными элементами, систематически получая от последних материальную помощь».

На допросе епископ Порфирий виновным себя не признал, на требование следствия – рассказать о своей к/р деятельности ответил: «Я контрреволюционной агитации никогда не проводил, сталинской конституции не дискредитировал, антисоветского элемента вокруг себя не группировал. Имел связи с Симферопольской, Ялтинской, Керченской общинами, от которых получал помощь. С 1928 года по день высылки в Казахстан являлся служителем культа. Проживал и совершал религиозные обряды в г. Днепропетровске, Одессе, Симферополе, откуда был выслан в Казахстан. Судим никогда не был, за исключением арестов».

1 декабря 1937 года епископ Порфирий (Гулевич), епископ Макарий (Карамзин), Раиса Александровна Ржевская (племянница епископа Макария) постановлением тройки УНКВД Алма-Атинской области были приговорены к смертной казни.

2 декабря 1937 года епископ Порфирий (Гулевич) и Раиса Александровна Ржевская были расстреляны.

Заключением прокуратуры Талды-Курганской области от 27.04.1989г. епископ Порфирий (Гулевич) был реабилитирован. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000г. для общецерковного почитания.

Долгое время место погребения святого оставалось неизвестным. Его мощи были обретены в конце 2013 года, в 40 км от Алма-Аты на бывшем полигоне НКВД «Жаналык», близ храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского посёлка Жетыген рядом с честными останками священномучеников иереев Сергия Бредникова и Симеона Афонькина.

1 апреля 2015 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви его имя внесено в новообразованный Собор Винницких Святых.

Память епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевич) 19 ноября.

Написать комментарий: "Святые угодники земли Крымской"