Мир прекрасного: Живопись. Михаил Врубель

ЧАРУЮЩЕЕ МЕРЦАНИЕ

К 165-летию со дня рождения Михаила Александровича ВРУБЕЛЯ (1856-1910)

 

Михаил Александрович ВРУБЕЛЬвыдающийся русский художник, родился в Омске 5 марта 1856 года в семье военного юриста. Он получил прекрасное образование – рисованию его обучали с детства, однако полностью он посвятил себя искусству лишь по окончании юридического факультета Петербургского университета в 1880 г. Осенью того же года Врубель был зачислен студентом Петербургской Академии Художеств. Важнейшим событием для юного художника стала встреча с П.П. Чистяковым: занятия у него сформировали изобразительный язык Врубеля, обеспечив необычайно быстрый рост мастерства.

В ранний, академический период творчества он был поглощен студиями натуры, добившись особенно много в акварелях («Автопортрет», 1882; «Натурщица в обстановке Ренессанса», 1883 и др.). Одновременно он пробует силы в станковой картине («Гамлет и Офелия»), а чуть позже – и в монументальной живописи (росписи и иконостас Кирилловской церкви в Киеве, 1884-85гг.).

Несколько месяцев, проведенных в Венеции, сильные впечатления, связанные с искусством средневековья и раннего Ренессанса, разбудили мощный дар Врубеля-колориста. По возвращении в Россию он возобновил работы в Киеве. О силе, которую обрела его палитра, свидетельствуют «Восточная сказка» и «Девочка на фоне персидского ковра» (1886).

В те же годы Врубель начал работать над образом Демона. Тяготение художника к причудливому и фантастическому, дающее знать о себе в сюжетах написанных им произведений, формировало его особенный стиль.

1890-е годы отмечены исключительно напряженной творческой активностью М. Врубеля. В московский период художник создает известные картины «Демон сидящий» (1890), «Испания» (1894), «Гадалка» (1895), «Пан» (1899), ряд портретов, панно на темы «Фауста», иллюстрирует произведения М.Ю. Лермонтова, занимается скульптурой и декоративной керамикой, работает для театра. Стилистика этих произведений дает основания трактовать искусство Врубеля как оригинальную версию модерна, а с другой стороны – видеть в нем воплощение идей русского символизма.

Участие в выставочной деятельности, ряд успешных выступлений на международных выставках принесли М. Врубелю европейскую известность. Среди поздних его шедевров – картины «Царевна-Лебедь», «Сирень» (1900), «Шестикрылый Серафим» (1904). Об огромном творческом потенциале Врубеля еще более красноречиво говорят его поздние графические листы. Такова знаменитая «Жемчужина» (1904), таковы вариации «Пророка», этюды «Бессонница» и др.

Как бы ни были причудливы образы Врубеля, их подлинным источником является природа. Художник признавался, что и не думал изображать морских царевен в «Жемчужине» – их образы возникли из игры перламутра как бы сами собой. Из таких же метаморфоз видимого рождается женская фигура в «Сирени», одной из завораживающе прекрасных картин Врубеля. В сумеречной атмосфере цветущий куст создает впечатление некой фантастической архитектуры, целого «дворца цветов», под сводами которого одетая мраком фигурка воспринимается как вечная обитательница этих мест, душа цветущей природы, «муза сирени». Сам Врубель наиболее точно определил истоки своего искусства, когда говорил, что техника – это способность видеть, а творчество – способность глубоко чувствовать.

Еще в 1902 году колоссальное творческое напряжение сказалось на состоянии здоровья Врубеля: он пережил сильный приступ психического расстройства. С тех пор художник находился под наблюдением врачей. Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. За четыре года до смерти Врубель ослеп.

Гениально одаренный художник представлял собой фигуру ключевого значения и оставил неповторимый след в русском изобразительном искусстве XIX – начала XX века. Именно поэтому другой русский художник К.С. Петров-Водкин сказал о нем: «Врубель был нашей эпохой», а его тайна до сих пор остается неразгаданной.

 

Литература в фонде библиотеки:

 

1.Русские художники: Энциклопедический словарь, 2000г.

2.Мастера музыки, искусства и архитектуры, 2008г.

3.Энциклопедия русской живописи, 2000г.

Написать комментарий: "Мир прекрасного: Живопись. Михаил Врубель"