1 – Мч. Вонифатия.
2 – Сщмч. Игнатия Богоносца. Прв. Иоанна Кронштадтского
4 – Вмц. Анастасии Узорешительницы.
6 – Рождественский сочельник
В Сочельник в храмах совершаются Рождественские «Царские часы» с изобразительными. Затем начинается Великая вечерня праздника, на котором читаются отрывки из Ветхого Завета (паремии) и поются Праздничные припевы. После этого вечерня переходит в Литургию св. Василия Великого. По окончании Литургии священнослужители перед священником с зажженной свечой поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова.
«Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума, в нем бо звездам
Служащии звездою учахуся Тебе кланятися,
Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока
Господи, слава Тебе!»
Последний день Рождественского поста называется Сочельником, потому что по традиции в этот день едят сочиво, которое готовится из вареных зерен пшеницы или риса, заправляется медом, украшается фруктами, орехами.
В Рождественский сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении той звезды, которая возвестила о рождении на земле Иисуса Христа.
7 – РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
В этот день в убогой пастушеской пещере родился Христос Спаситель. Бог пришел на землю, чтобы спасти нас от греха и смерти. Этого дня много веков ждали люди, и вот наконец «нас ради родися отроча младо – превечный Бог», как поется в церковном песнопении. Святая церковь издревле причислила день Рождества Христова к великим двунадесятым праздникам. Святитель Иоанн Златоуст называет этот великий день источником всех остальных праздников христианских, праздником честнейшим и важнейшим».
«Кто называет его матерью праздников, тот не прогрешит.
Что же это за праздник?
Это Рождество Христово по плоти: в этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».
Дни между Рождеством и Крещением называют святками, то есть святыми днями, потому что эти двенадцать дней освящены великими событиями.
8 – Собор Пресвятой Богородицы.
13 – Отдание праздника Рождества Христова.
14 – Обрезание Господне. Свт. Василия Великого.
На восьмой день после Рождества Младенец, рожденный Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное архангелом Гавриилом в день Благовещения Пресвятой Деве. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место Таинству Крещения, прообразом которого он является.
15 – Преставление, второе обретение мощей прп. Серафима Саровского чудотворца.
18 – Крещенский сочельник
19 – СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.
«Во Иордане крещающуся Тебе,
Господи, Троическое явися поклонение:
Родители бо глас свидетельствоваше Тебе,
возлюбленного Тя Сына именуя, и
Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение.
Являйся. Христе Боже, и мир просвещай, слава Тебе»
В этот день вспоминается и прославляется событие крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан, которое совершил Иоанн Креститель. Богоявлением называется этот праздник потому, что при крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог отец глаголал с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Безгрешный Иисус Христос не нуждался в крещении, но крещением Своим, по выражению церковных песнопений, «потопил в водах Иордана грехи всего мира». Своим крещением Иисус Христос положил начало спасительному таинству просвещения верующих – Крещению, являющемуся обязательным условием принадлежности верующих к Церкви Христовой.
Что нужно знать о крещенской воде?
Крещенская вода обладает особой благодатью. Пить ее нужно натощак с утра. Хранить святую воду надо в чистом месте, лучше рядом с домашним иконостасом. Святой водой принято окроплять помещения, чтобы Господь благодатью Святого духа освятил жилище верующих людей. Окропляется жилище со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Никогда не надо забывать, что освященная вода – это великая церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения.
20 – Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
23 – Свт. Феофана Затворника.
25 – Мц. Татианы
27 – Равноапостольной Нины.
Крест равноапостольной Нины.
Крест из виноградных лоз святая Нина получила от Богоматери при появлении ей идти проповедовать Христа в Иверию (Грузию). Крест этот сохранялся там до 458 года, затем он был перенесен в Армению. В 1239 г. Крест был возвращен в Грузию и поставлен снова в Мцхетском соборном храме. Много раз в бурной судьбе Иверии, спасаемый от врагов, он был укрываем то на горах, то в храме Святой Троицы на малой горе Казбека, то в одной крепости. Крест святой Нины пребывает в Тифлисском кафедральном соборе. От него совершалось и совершается ныне много чудес и исцелений.
31 – Прпп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского.
Литература: Православный календарь, 2020